Выборы в Верховную Раду зафиксировали политический статус-кво Украины. Правящая Партия регионов (ПР) сумела укрепить свои позиции после принятия скандального закона о русском языке, но не смогла добиться однозначного политического доминирования. Партия президента Виктора Януковича заняла первое место по спискам и в большинстве мажоритарных округов.
Статус второй украинской партии подтвердила «Батькивщина» Юлии Тимошенко, которую на этот раз повёл на выборы бывший спикер Рады Арсений Яценюк. Надо отметить, что «Батькивщина» победила в большинстве областей, хотя в абсолютном значении уступила ПР. На западе страны ведущая оппозиционная сила упустила лидерство только во Львовской и Закарпатской областях. На Львовщине победу отпраздновали националисты из «Свободы», а в Закарпатье выборы сенсационно выиграли президентские «регионалы».
Коммунисты, занявшие третье место, отказываются блокироваться с кем бы то ни было. Однако нет сомнений, что партнёром КПУ станет Партия регионов (хотя «регионалам» это не слишком выгодно). Но даже если коммунистам достанутся второстепенные министерские портфели – что не очевидно – марксистско-ленинские принципы им отстаивать не придётся. Не те на дворе времена. Впрочем, не факт, что нынешняя КПУ идеологически так уж принципиальна.
Партия регионов выигрывает вторые подряд общеукраинские выборы. Два года назад, во время местных голосований, оппозиционные кандидаты обвиняли ПР в захвате политического пространства. Отчасти эти упрёки справедливы. Однако повсеместного большинства «регионалы» не имеют, за исключением некоторых восточных регионов, где их процент доходит до 70.
Если не наблюдать выборы изнутри, сходство украинской партии власти с российской не очень бросается в глаза. На деле же основные установки и лозунги схожи. ПР ставит во главу угла принцип «стабильности» (понимаемой как сохранение у власти правящей ныне группы), называет себя «партией реальных дел», опирается на административно-коммерческую элиту (преимущественно восточно-промышленную, а теперь и столично-банковскую), не пренебрегает силовым ресурсом (в украинской политике видную роль играют МВД, прокуратура и СБУ, политически сращенные с региональными администрациями), призывает развиваться «вместе с президентом».
Украинская политическая система устроена так, что победитель получает всё. Главы областей назначаются президентом, избираются лишь администраторы не выше городского уровня. Унитаризм изначально заложен в законодательстве. Даже Львовской и Ивано-Франковской областями руководят члены ПР (хотя склонные к компромиссам). Характерен успех здесь ультранационалистической «Свободы» – получив такую возможность, западенцы сказали своё слово. Отдав голоса более динамичной и агрессивной силе, нежели «Наша Украина» экс-президента Виктора Ющенко.
Прорыв в украинский парламент откровенно бандеровской «Свободы» лежит в русле общего поправения Европы. Это событие из того же ряда, что расстрел Андерсом Брейвиком социал-демократического молодёжного лагеря в Норвегии. «Свобода» не сможет прямо влиять на общеполитической процесс. Но вполне способна влиять на него опосредованно, усилив парламентскую оппозицию, не говоря о традиционной уличной активности.
Загадкой выборов стал успех «Украинского демократического альянса за реформы» (УДАР) во главе с боксёром-чемпионом Виталием Кличко. Официально УДАР придерживается оппозиционной администрации на основе идеологии европейского консерватизма. Но думается, избирателей в большей степени привлёк популистский имидж партии и её лидера, органичный для многочисленного протестного электората. Многие наблюдатели полагают, что фракция УДАРа будет довольно рыхлой, при значимых голосованиях союзников в ней найдут как «Батькивщина», так и ПР.
Хотя результаты оппозиции оказались высоки, а в двух случаях почти сенсационны, победа осталась за партией Виктора Януковича. Теперь он сможет в меньшей степени подчёркивать свою «европейскую ориентацию», откровеннее смещая вектор в сторону Москвы. Если он будет делать это грамотно, не поступаясь суверенитетом, западенцы не проявят чрезмерного радикализма. Но и пророссийская часть общества останется при своём. Как в случае с языковым законом, о каком ещё недавно никто и мечтать не смел.
Российским властям результаты украинских выборов выгоднее, нежели Евросоюзу. Брюсселю сейчас не до восточного соседа, а Москва хватку ослаблять не собирается. Разменной монетой останется цена на энергоресурсы. Учитывая, что «жовто-блакитному» государству деваться особо некуда, придётся сближаться с Россией. Конечно, до известных пределов – выборы не только закрепили правящий статус ПР, но и показали известный подъём ультранационализма.
И вот о чём не стоит забывать. К концу правления Виктора Ющенко восточные регионы были готовы перейти в российское подданство. Наибольшие радикалы намеревались добиваться этого вооружённым путём. Как бы кто ни относился к Януковичу и «регионалам», их приход к власти удержал Украину от гражданской войны необандеровцев с пророссийскими согражданами. Это уже дорогого стоит. Впрочем, никто не предскажет, как теперь поведёт себя запад Украины, поддержавший «Свободу».