Промышленное производство в Эстонии сокращается, начиная с весны. По данным Eurostat, эстонское падение наибольшее в Евросоюзе. Максимальное снижение было зафиксировано в июле, когда промышленность произвела на 7,3% меньше продукции в годовом исчислении. Это при том, что в других странах Балтии — Латвии и Литве — напротив, отмечался прирост. В том же июле в половине промышленных отраслей Эстонии был зафиксирован спад.
Больше всех на сокращение производства повлияли энергетики. К примеру, в сравнении с прошлым годом выработка электричества сократилась аж на 17%. Объёмы обрабатывающей промышленности пусть и незначительно, но также сократились. Это при том, что ещё зимой Эстония показывала пусть 1%-ный, но рост. Впрочем, спад прогнозировался и год назад, когда Эстония была лидером ЕС по темпам роста и ничто, казалось бы, не предвещало проблем.
Главной причиной происходящего в Эстонии называют увеличение импорта из Финляндии и Швеции. Там себестоимость продукции и, как следствие, отгрузочные цены оказались ниже. Поэтому скандинавы выигрывают в конкуренции у эстонского производителя. Другой фактор — инерция от вступления в еврозону. Прежде предпринимались все возможные меры для сдерживания инфляции, чтобы подпасть под бюджетные критерии, введённые для стабилизации курса европейской валюты. После вступления инфляция в Эстонии колеблется в диапазоне 3-5%, что явно выходит за принятые ограничения.
Отдельная проблематика касается энергетической отрасли. 19 сентября двенадцать балтийских производителей электричества, контролирующие более двух третей рынка, обратились в правительства трёх стран с пакетом предложений. Отмечается, что в июне российские поставщики получили поблажки по транспортировке электричества (инициатива в этом принадлежала Латвии). Национальные производители потеряли на этом 6 млн евро. «Продавцы электроэнергии убеждены, что возникшее искажение рынка и неправомерные преимущества необходимо ликвидировать и восстановить действовавший прежде порядок, когда линии электропередач были отданы в использование всех участников рынка», — отмечается в заявлении Яануса Арукаэву из Eesti Energia.
Между тем, в Латвии готовятся с 1 сентября 2013 года полностью либерализовать рынок электроэнергии для домохозяйств. Это значит, что уже через год в Латвии развяжется ожесточённая конкуренция поставщиков, которых потребители смогут менять, как перчатки. Закончится монополия Latvenergo, которая сейчас контролирует 89% латвийского рынка. Схема похожа на реформу РАО «ЕЭС», только сравнивать объёмы рынков как минимум некорректно.
Но в Latvenergo не унывают и рассчитывают отыграться за счёт внешней экспансии. Например, компания, выступающая под брендом Elektrum, планирует увеличить свою долю в Эстонии с 7% до одной пятой. Стоит отметить, что в Латвии главным источником электричества является каскад ГЭС, расположенный вдоль Даугавы. Он даёт около половины потребляемой энергии. При этом четверть потребляемого электричества Латвия экспортирует.
Эстония энергетически вполне самодостаточна благодаря крупнейшему в Европе месторождению сланцев. В 2004 году за счёт сланцев вырабатывалось 95% электроэнергии (и 85% выбросов в атмосферу). С ростом биоэнергетики за последние пять лет производство электричества из возобновляемых источников выросло с 1% в 2007 году до 16% в первом квартале 2012 года. Сейчас за счёт сланцев эстонцы производят порядка 80% электричества.
20 сентября в Вильнюсе подписан меморандум о создании совместной компании по Висагинской АЭС. Проект продвигается, по крайней мере, формально, хотя его экономическое обоснование до сих пор расплывчато в свете ведущегося в Калининградском регионе строительства российской АЭС. В любом случае эстонское правительство предпочло инвестировать в литовский мирный атом. До мая 2013 года эстонцы должны информировать генподрядчика по достройке теплоэлектростанции в Аувере о своих планах. Судя по всему, решение уже принято.
Одновременно поступают любопытные сведения о грядущей диверсификации сланцевой промышленности. В Нарве готовится к запуску завод по производству топлива из горючих сланцев — от смазочных масел до моторного топлива. Это будет дороже, чем производство бензина из нефти. Но учитывая запасы сланца в Эстонии и перспективы энергетической безопасности, выглядит предпочтительнее. Завод должен быть пущен до конца года.
Балтийскую энергетику стабилизирует роль государств в её функционировании. Эта стратегическая отрасль не прошла приватизацию и не подверглась сопутствующим потрясениям. Правительства выступают как собственники и как регуляторы рынка, гарантируя стабильность цен. Правда, это не спасает от колебаний спроса. Но тут уж неизбежно включаются механизмы рыночной экономики.