Промышленное производство в Эстонии сокращается, начиная с весны. По данным Eurostat, эстонское падение наибольшее в Евросоюзе. Максимальное снижение было зафиксировано в июле, когда промышленность произвела на 7,3% меньше продукции в годовом исчислении. Это при том, что в других странах Балтии — Латвии и Литве — напротив, отмечался прирост. В том же июле в половине промышленных отраслей Эстонии был зафиксирован спад.

Больше всех на сокращение производства повлияли энергетики. К примеру, в сравнении с прошлым годом выработка электричества сократилась аж на 17%. Объёмы обрабатывающей промышленности пусть и незначительно, но также сократились. Это при том, что ещё зимой Эстония показывала пусть 1%-ный, но рост. Впрочем, спад прогнозировался и год назад, когда Эстония была лидером ЕС по темпам роста и ничто, казалось бы, не предвещало проблем.

Главной причиной происходящего в Эстонии называют увеличение импорта из Финляндии и Швеции. Там себестоимость продукции и, как следствие, отгрузочные цены оказались ниже. Поэтому скандинавы выигрывают в конкуренции у эстонского производителя. Другой фактор — инерция от вступления в еврозону. Прежде предпринимались все возможные меры для сдерживания инфляции, чтобы подпасть под бюджетные критерии, введённые для стабилизации курса европейской валюты. После вступления инфляция в Эстонии колеблется в диапазоне 3-5%, что явно выходит за принятые ограничения.

Отдельная проблематика касается энергетической отрасли. 19 сентября двенадцать балтийских производителей электричества, контролирующие более двух третей рынка, обратились в правительства трёх стран с пакетом предложений. Отмечается, что в июне российские поставщики получили поблажки по транспортировке электричества (инициатива в этом принадлежала Латвии). Национальные производители потеряли на этом 6 млн евро. «Продавцы электроэнергии убеждены, что возникшее искажение рынка и неправомерные преимущества необходимо ликвидировать и восстановить действовавший прежде порядок, когда линии электропередач были отданы в использование всех участников рынка», — отмечается в заявлении Яануса Арукаэву из Eesti Energia.

Между тем, в Латвии готовятся с 1 сентября 2013 года полностью либерализовать рынок электроэнергии для домохозяйств. Это значит, что уже через год в Латвии развяжется ожесточённая конкуренция поставщиков, которых потребители смогут менять, как перчатки. Закончится монополия Latvenergo, которая сейчас контролирует 89% латвийского рынка. Схема похожа на реформу РАО «ЕЭС», только сравнивать объёмы рынков как минимум некорректно.

Но в Latvenergo не унывают и рассчитывают отыграться за счёт внешней экспансии. Например, компания, выступающая под брендом Elektrum, планирует увеличить свою долю в Эстонии с 7% до одной пятой. Стоит отметить, что в Латвии главным источником электричества является каскад ГЭС, расположенный вдоль Даугавы. Он даёт около половины потребляемой энергии. При этом четверть потребляемого электричества Латвия экспортирует.

Эстония энергетически вполне самодостаточна благодаря крупнейшему в Европе месторождению сланцев. В 2004 году за счёт сланцев вырабатывалось 95% электроэнергии (и 85% выбросов в атмосферу). С ростом биоэнергетики за последние пять лет производство электричества из возобновляемых источников выросло с 1% в 2007 году до 16% в первом квартале 2012 года. Сейчас за счёт сланцев эстонцы производят порядка 80% электричества.

20 сентября в Вильнюсе подписан меморандум о создании совместной компании по Висагинской АЭС. Проект продвигается, по крайней мере, формально, хотя его экономическое обоснование до сих пор расплывчато в свете ведущегося в Калининградском регионе строительства российской АЭС. В любом случае эстонское правительство предпочло инвестировать в литовский мирный атом. До мая 2013 года эстонцы должны информировать генподрядчика по достройке теплоэлектростанции в Аувере о своих планах. Судя по всему, решение уже принято.

Одновременно поступают любопытные сведения о грядущей диверсификации сланцевой промышленности. В Нарве готовится к запуску завод по производству топлива из горючих сланцев — от смазочных масел до моторного топлива. Это будет дороже, чем производство бензина из нефти. Но учитывая запасы сланца в Эстонии и перспективы энергетической безопасности, выглядит предпочтительнее. Завод должен быть пущен до конца года.

Балтийскую энергетику стабилизирует роль государств в её функционировании. Эта стратегическая отрасль не прошла приватизацию и не подверглась сопутствующим потрясениям. Правительства выступают как собственники и как регуляторы рынка, гарантируя стабильность цен. Правда, это не спасает от колебаний спроса. Но тут уж неизбежно включаются механизмы рыночной экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *