Позавчера в здание Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (КЭИО) администрации Санкт-Петербурга нагрянули сотрудники 2-го отдела экономического ОРЧ ГУ МВД по СЗФО. Это были еще не обыски, но так называемая доследственная проверка. Полицейские искали следы якобы пропавших бюджетных денег. Скорее всего, по наводке. Результаты проверки пока неизвестны, однако ситуация, когда в преддверии зимы начинает лихорадить отопительное ведомство, не может не тревожить горожан.
Главной целью правоохранителей был не сам КЭИО, а подведомственное ему Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» (СПб ГКУ «Управление заказчика»), а также ООО «Петроком» и ОАО «Руструбпром». Дело в том, что в 2010 году между «Управлением заказчика» (государственный заказчик) и «Петрокомом» (подрядчик) были заключены государственные контракты на строительство и реконструкцию магистральных тепловых сетей в Калининском и Красногвардейском районах. «Руструбпром» осуществлял поставку подрядчику материалов для указанных работ. Официальная версия причин проверки звучит туманно — проведение доследственных мероприятий в помещениях КЭИО было обусловлено тем, что отраслевое ведомство выступало главным распорядителем бюджетных средств по указанным контрактам и оформляло реестр поручений на их оплату.
В связи с этим были истребованы документы, связанные с освоением бюджетных средств по госконтрактам. Задача — обнаружить соответствующую конкретику. Руководство КЭИО предоставило их в полном объёме. Попутно аналогичные проверки проходили и в офисах вышеназванных фирм.
Казалось бы, ничего особенного. Правда, не совсем понятна спешка. Ведь председатель КЭИО Владислав Петров, назначенный на эту должность 5 декабря прошлого года, на момент проверки находился в отпуске. Из которого выходит сегодня. И здесь речь может идти уже об экстренной проверке, проведённой на основании полученной оперативной информации. Подтвердится она – может появиться достаточно громкое уголовное дело. Не подтвердится – стороны разойдутся краями.
Владислав Петров дипломированный инженер по холодильному оборудованию. Прежде, чем стать чиновником, побывал и мастером аварийно-диспетчерского участка, и инженером по техническому надзору. Никогда не фиксировался ни в одном коррупционном скандале (хотя работал в знаменитом ГУП «ТЭК СПб»). Уголовно наказуемые злоупотребления как-то не вяжутся с этой фигурой. Не идёт также речи о какой-либо административно-политической интриге.
Но нельзя не учитывать фактор близящихся холодов. В системе теплоснабжения Санкт-Петербурга работают 8 ТЭЦ ОАО «ТГК-1», 4 ведомственных ТЭЦ, 280 котельных ГУП «ТЭК СПб», 321 котельная ООО «Петербургтеплоэнерго», 132 ведомственных котельных. Протяженность тепловых сетей ГУП «ТЭК СПб» — 4,1 тысячи км, ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» — 2,5 тысячи км, ООО «Петербургтеплоэнерго» — 936 км. На территории Санкт-Петербурга расположены 118 высоковольтных подстанций суммарной мощностью более 15 тысяч МВА. Общая протяженность кабельных линий составляет 21189,4 км, воздушных линий – 4960 км. В системе электроснабжения Санкт-Петербурга работают 8 ТЭЦ ОАО «ТГК-1» и 4 ведомственных ТЭЦ. Протяженность газовых сетей превышает 6 тысяч км, водопроводных – 6665,42 км, канализационных – 8245,58 км.
Как известно, каждая зима в Санкт-Петербурге ознаменовывается периодическими авариями на тепло— и электросетях. И недаром страница КЭИО на сайте правительства Санкт-Петербурга снабжена контактами, по которым горожанам следует обращаться в случае чрезвычайных ситуаций. Очевидно, что лихорадка вокруг этой структуры в преддверии наступающего 10 октября отопительного сезона, мало кому нужна. А уж рядовым горожанам не нужна точно.
Любопытно, что на той же странице присутствует и специальная рубрика «Противодействие коррупции». А в ней целые «программы противодействия коррупции в Комитете по энергетике и инженерному обеспечению» за различные годы. Есть и «План противодействия коррупции в государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга и государственных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по энергетике и инженерному обеспечению», и «Порядок предоставления в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт–Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт–Петербурга Комитета по энергетике и инженерному обеспечению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Внушительно. Наконец, имеется приказ Комитета по энергетике и инженерному обеспечению «Об организации экспертизы проектов нормативных правовых актов на коррупционность». Правда, немного смущает, что большинство этих документов не затрагивает 2012 год. Но тем не менее.
Вообще-то деньги в городской энергосистеме вращаются немалые. Например, затраты на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Петербурга до 2015 года должны составить более 700 млрд рублей. Называлась цифра в 400 млрд рублей, которые пошли на энергетику нашего города только за период 2008-2011 годов. В будущем затраты по энергетической линии вряд ли уменьшатся. Например, на обновление системы водоснабжения южных пригородов Петербурга необходимо 43 млрд рублей. И так далее.
Естественно, что нормальный предприниматель мимо таких денег не пройдет. Между прочим, в конце 20007 года десять компаний, занимающихся инженерной подготовкой земельных участков, создали отраслевой союз, чтобы лоббировать свои интересы на конкурсах по госзаказу. Небезынтересно, что президентом Союза специализированных инженерно-строительных компаний «Инжспецстрой» стал тогдашний председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению СПб Александр Бобров. В состав «Инжспецстроя» вошли компании-подрядчики, работавшие по госзаказу на инженерную подготовку крупных участков под инвестпроекты. На их долю тогда приходилось 20% от общего объёма госзаказа по энергообъектам в Петербурге.
Казалось бы, схема открывала коррупционный простор. Но с 1 января 2008 года госзаказ стал реализовываться путем проведения аукционов и конкурсов. Роль «Инжспецстроя» слегка потускнела. Однако в контексте проверок в КЭИО он никак не упоминается.