В текущем году есть все основания рассчитывать на рекордную нефтедобычу — 514 млн тонн. Однако в 2013-м рекорд перекрыт не будет. Предполагается даже некоторое снижение, до 510 млн тонн. Объясняется это тем, что западносибирские месторождения, воспетые Владимиром Высоцким в «Тюменской нефти», выработали свой ресурс. Новые ещё не готовы компенсировать  возникший дефицит. Наращивание темпов добычи станет реальным в 2014-2015 годах, при внедрении новых технологий. Обо всём это сообщил вчера на саммите АТЭС министр экономического развития РФ Андрей Белоусов.

Вместе с падением нефтедобычи в 2013 году ожидается и уменьшение экспорта. Хотя и незначительное —135,1 млн тонн вместо ожидаемых ранее 135,7 млн тонн.
Это предопределяется плановым снижением переработки на российских НПЗ в ходе модернизации предприятий. Ещё одна причина — рост потребления нефтепродуктов в России. Однако падение будет незначительным и также восстановится к 2015 году, когда глубина переработки достигнет 74%.

Белоусов озвучил и предполагаемое снижение прогнозируемой цены на нефть до $100 за баррель. По его словам, корректировка прогноза сделана исключительно в целях уменьшения рисков. Таким образом, в очередной раз признана критическая зависимость российского бюджета от мировых цен на углеводороды. «Опираться нужно на ненефтегазовый дефицит, — заметил министр. — Здесь мы полностью согласны с нашими коллегами из Минфина. Он составляет около 9% ВВП. Это очень большая величина».

Одним из резервов, способным пополнить российский бюджет, может стать приватизация государственных активов. Это, прежде всего, Сбербанк, Совкомфлот, Новороссийский порт. Если эти пакеты удастся продать в нынешнем году, в казну поступит 150-200 млрд рублей. Однако Белоусов не преминул сообщить, что их приватизация может быть перенесена на весну 2013-го: «Мы никогда не фиксировали точные сроки приватизации отдельных компаний. Всегда говорилось, что это будет связано с мировой конъюнктурой, условиями, возможностями».

В целом, несмотря на оптимистическое обещание бездефицитного будущего, картина получилась безрадостная. Форсированного подъёма экономики пока не предвидится. В частности, обещанная приватизация — один из рычагов подъёма — застопорилась. Несмотря на уверения, что новой волны кризиса ожидать не приходится, Белоусов обмолвился о возможном ухудшении мировой рыночной конъюнктуры. В этом случае, то есть практически уже сейчас, государство придержит продажу пакетов — «не будет продавать компании за бесценок».

Между тем, заместитель министра Андрей Клепач высказался ещё более определённо.  Он напомнил, что для стимулирования роста есть и другое средство: «Стабилизация или даже некоторое снижение курса рубля в реальном выражении».  Невысокий уровень конкурентоспособности в большинстве секторов, по словам Клепача, создаёт нужду в «подпорке» заниженного валютного курса. Рубль в любом случае будет периодически терять в реальной стоимости. Так что ничего катастрофичного в подхлёстывании производства через удешевление валюты нет.

Замминистра также напомнил, что в 2013-2015 годах в бюджете снижено финансирование образования, науки и здравоохранения. Это не позволит в ближайшее время эффективно реформировать их: «Цена вопроса здесь значительно больше, и не только с точки зрения денег. Есть определённые социальные ожидания, есть необходимость вкладывать больший масштаб средств в эти сферы». Как водится, в пример приведён Китай, занимающий первое место по уровню среднего образования и направляющий в науку большую долю ВВП, нежели Россия. «Через четыре-пять лет Китай станет технологическим донором России, если ничего не изменится», — предупредил Клепач. Но, по его же словам, не внешняя конъюнктура есть главная проблема России: «Основные риски связаны с неспособностью эффективно реагировать на вызовы, которые возникают в мировой экономике, эффективно решать те проблемы, которые накопились, реализовывать программы и приоритеты, которые были заявлены».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *