Министерство сообщения Латвии, выполняющее функции Минтранса, объявило о грядущей частичной приватизации авиакомпании AirBaltic. В настоящее время государству принадлежит 99,8 % акций компании. Причиной грядущей продажи половины балтийского авиаперевозчика является срочная необходимость привлечения инвестиций. При этом, как утверждается, в результате этого компания вернётся к прибыльности к 2014 году.
В первом полугодии 2012 года компания понесла убытки на 32 миллиона евро. Годом ранее за тот же период убытки составили все 100 миллионов. И именно этот фактор, по словам премьер-министра Валдиса Домбровскиса, тормозит разгосударствление компании. По его словам, у правительства есть план реструктуризации, который выполняется с ускорением. Впрочем, по экспертной оценке, продажа выглядит безнадёжно — компания сократила количество рейсов и сдаёт позиции на рынке.
Согласно годовому отчёту AirBaltic, опубликованному месяц назад, главную угрозу для финансов компании представляют судебные процессы, исход которых трудно предугадать. Среди прочего, иск от литовского авиаперевозчика flyLAL, который обвиняет в собственном финансовом неблагополучии латвийскую авиакомпанию и рижский международный аэропорт. Сумма требований составляет 40 миллионов латов — порядка 56 миллионов евро.
Государство получило полный контроль над авиаперевозчиком около года назад, выкупив 47% акций, заложенных в банке, по праву первой руки. При этом солидный пакет принадлежал правительству с самого основания AirBaltic в 1995 году. Авиакомпания была создана на базе «ЛатАвио», отколовшегося от советского «Аэрофлота». Тогда для модернизации компании консорциумом инвесторов совместно с латвийским правительством было учреждено новое юридическое лицо и полностью обновлён парк самолётов. Государство в новой компании владело 51% акций. Впоследствии шведская авиакомпания SAS консолидировала 47,2% негосударственных акций, которые продала в 2009 году компании «Балтийские авиасистемы» немца Бертольта Флика.
Структура Флика выражала желание получить контроль и над государственным пакетом акций, составлявшим к тому моменту 52,6%. Но в этом правительство отказало. Впоследствии стало известно, что пакет акций, принадлежавший «Балтийским авиасистемам» (БАС) целиком заложен в латвийском банке Latvijas Krājbankа, дочерней структуре скандально известного литовского банка Snoras. Осенью 2011 года государство выкупило эти акции. Возможно, это было частью комбинации по финансовой помощи кризисным банкам, а не диктовалось стремлением получить столь важные активы в собственность.
Флик сначала пытался получить долю акций обратно. Однако в феврале 2012 года продал свою компанию дочерней фирме всё того же Latvijas Krājbankа. Впоследствии велось судебное разбирательство о несостоятельности БАС. В июне оно было прекращено. Любопытно, что БАС до сих пор символически владеет одной акцией AirBaltic.
Судебное разбирательство по делам AirBaltic идёт и в российских судах. В частности, Арбитражный суд Москвы рассматривает иск «Инвестбанка» о возвращении долгов. В ходе процесса выяснилось, что в компании по итогам внутренней проверки не было обнаружено поручительств по кредиту. В связи с этим представитель авиакомпании заявил о фальсификации договоров кредитования.
Что интересно, «Инвестбанком» (до марта 2011 года) и банком Snoras раньше владел один и тот же человек — российский бизнесмен Владимир Антонов. У него же в собственности находится британский футбольный клуб Portsmouth. После банкротства и последующей национализации Snoras Антонов разыскивается литовской и латвийской полицией за финансовые махинации. В конце 2011 года он был арестован в Лондоне, но суд отказал в экстрадиции. В связи с этим можно высказать предположение, что балтийское государство также стремилось исключить возможность попадания этих активов в российскую собственность. Для чего и выкупило пакет акций у подконотрольной Антонову структуры.
Литва разыскивает Антонова из-за того, что в ноябре 2011 года после национализации Snoras была обнаружена недостача ценных бумаг на 470 миллионов евро. Предполагается, что Антонов мог их незаконно присвоить. Через два дня после обнародования информации о недостаче со счетов Latvijas Krājbankа «Инвестбанк» списал 72 миллиона долларов и 100 миллионов евро. Причём, вопрос об основаниях списания не урегулирован до сих пор. Одним из возможных оснований для этого списание может быть погашение кредитных обязательств AirBaltic. По этому поводу намечается отдельный процесс в том же московском суде.
В Латвии, экономика которой больше двадцати лет находится в руках неолибералов, стремление избавиться от государственной собственности может быть вызвано не только желанием привлечь инвестора. Национальное хозяйство вряд ли сможет самостоятельно потянуть реорганизацию бизнеса. В государственном бюджете до сих пор немало проблемных статей. Хотя и сообщается, что покупка авиакомпании год назад была профинансирована из собственных доходов Минсообщения, решение в любом случае было скорее политическим, нежели экономическим. Направлено оно на спасение национального перевозчика. Судя по всему, государство на приватизации AirBaltic может серьёзно погореть. Но за неолиберальные идеи нужно платить. Ведь это капиталистический рынок, а не чаепитие.