Российское правительство решило в полтора раза снизить цену на газ для белорусского соседа. Об этом свидетельствует внесённое недавно на ратификацию в Госдуму соглашение, предусматривающее порядок ценообразования при поставках газа в Белоруссию. В среднем по 2012-му цена составит $165,6 за тысячу кубометров против $244 в минувшем году.
Одновременно происходит открытие российского импорта для независимых производителей газа. Именно об этом, кстати, просило два месяца назад белорусское правительство в надежде, что транзит пойдёт через территорию республики и дополнительно собьёт цену. Делается это в рамках подготовки вступления России в ВТО. Первая компания уже определена: это НОВАТЭК, имеющий десятилетний контракт с немецким производителем электроэнергии. Следует учитывать, что «Газпром» сократил в первом полугодии поставки газа в Европу на 17%, осваивая при этом новые рынки.
Белоруссия, что интересно, и сама добывает газ. Но собственные ресурсы республики покрывают лишь около 1% внутренних потребностей. Все нефтегазовые месторождения находятся в Припятской впадине, и их разведка до сих пор не закончена. Впрочем, вряд ли этот проект имеет внятные перспективы. Одни наблюдатели заявляют, что нефти и газа в стране вовсе нет, другие говорят об их труднодоступности.
Ослабление газового прессинга происходит на фоне покупки 100% «Белтрансгаза» российским «Газпромом». С другой стороны, только что озвучена перспектива объединения автогигантов — КАМАЗа и МАЗа. Напомним, что КАМАЗ примерно на две трети через разных акционеров контролирует российское государство. Известно тесное переплетение федеральных властей РФ с «Газпромом». С другой стороны, в сорванной сделке по продаже «Беларуськалия» главным действующим лицом с российской стороны был Сулейман Керимов, а не государство. Тенденция очевидна.
Налицо стремление российского государственного капитала установить контроль над системообразующими структурами белорусской промышленности. В которой, надо отметить, доминирует госсектор. Среди наиболее кусков, наряду с «Беларуськалием», называют три нефтеперерабатывающих завода: «Нафтан», «Полимир» (оба находятся в Новополоцке) и Мозырьский НПЗ. Все они, что характерно, используют в качестве сырья российскую нефть, перепродавая продукцию нефтесинтеза в Евросоюз.
Нефтегазовая промышленность является базовой для белорусской экономики. Хотя официально объёмы её производства выглядят скромно, в экспорте составляет весьма заметную долю. Больше того, именно на нефти и газе, помимо экспорта калийных удобрений, базируется вся белорусская экономика. Так, во всяком случае, считает бывший председатель Национального банка Станислав Богданкевич. В первом полугодии 2012 года, по данным Белстата, доля нефтепродуктов составила ровно треть в структуре белорусского экспорта.
Одним из условий прошлогоднего кредита ЕвразЭС стала продажа акций белорусских предприятий на $7,5 млрд до 2015 года. Кажется, приватизация флагманов белорусской промышленности уже на за горами. Впрочем, как отмечают наблюдатели, Александр Лукашенко не желает терять контроль над ключевыми активами. Борьба предстоит нелегкая.
Белорусская экономическая система обладает своеобразными перспективами развития. На взгляд социал-демократа, ею можно даже гордиться. Передача местным трудовым сообществам предприятий из госсобственности кажется более прямым путём, нежели преобразование собственности частной. Схематично моделируется настоящий демократический социализм с общественным управлением промышленностью. Но на данный момент об экономической демократии в Белоруссии говорить не приходится. Государственное владение есть, а роль общества и трудовых коллективов сведена к функционированию формальных профсоюзов, подчинённых директивам сверху.
Президент Лукашенко пытается сохранить знакомую ему с советских времён «колхозную» систему с элементами плановой экономики. Встраивая её при этом в международные рынки. Очевидно, что в таком виде её будет лихорадить всё больше. Ряд элементов белорусского хозяйства привлекает иностранный капитал. И в плане приложения инвестиций, и в качестве полезных активов, при помощи которых можно вести экспансию как из России в Европу, так и в обратном направлении.
Пока сохраняется статус-кво, Белоруссия остаётся транзитным игроком между периферией и центром мировой капиталистической экономики. Интеграции на запад мешает характер белорусской власти. Интеграции же в восточном направлении препятствует то, что по-белорусски называется «гонар».