Финансовый и промышленный блоки правительства обычно конфликтуют. Это естественное состояние. Вопрос, что важнее: подавить инфляцию или поднять производство – вечен как спор брони и снаряда. Но сейчас Минфин вместе с Минпромторгом вступили в полемику с третьим ведомством – министерством экономического развития. И финансисты, и промышленники возражают против «слишком оптимистичных» прогнозов на 2013-2015 годы.
Оспариваемые разработки Минэкономразвития направлены в правительство около двух недель назад. Аппарат министра Андрея Белоусова сформулировал сценарные варианты развития российской экономики на новом витке мирового кризиса. Первый вариант – «сценарий А» — менее тревожен, поскольку исходит из относительной стабильности мировых цен на энергоносители. Но даже жёсткий «сценарий А2», предполагающий $60 за баррель нефти, рассматривается критиками как неадекватно спокойный.
Министерство промышленности и торговли указывает, что падение цен на нефть означает резкое снижение мирового спроса. При таких условиях ситуацию не выправит и девальвация рубля. Обвальное падение экспорта опрокинет даже минимальные прогнозы по росту ВВП. Негативная внешнеэкономическая конъюнктура резко сожмёт потребительский спрос, розничный товарооборот и объёмы инвестиций. Поэтому предусмотренное Минэкономразвития на 2013 год при варианте «А2» снижение производственных показателей на 1,9% представляется Минпромторгу излишне оптимистичным, а Минфину – «недостаточно пессимистичным».
Ожидается отток капитала на уровне $80 млрд, более чем 9%-ное снижение инвестиций в основной капитал, падение заработков и доходов населения. Социальная сфера вообще подбавит проблем. 6%-ное повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг с 1 июля дополнится аналогичным ростом с 1 сентября. Это при том, что квартплата уже возросла по стране в среднем едва не на четверть, газ – на 15%. Впереди маячит дальнейший рост потребительских цен и системная коммерциализация образования. Асоциальные реформы, до которых не доходили руки в «тучные нулевые», теперь совмещаются с кардинальным ухудшением конъюнктуры и общеэкономической напряжённостью.
Но звучат и иные предвидения. Либеральный лагерь превосходит в оптимизме самых смелых правительственных аналитиков. Евгений Ясин, один из ведущих авторитетов российской «рыночной школы», возглавлявший в середине 1990-х министерство экономики, а ныне научный руководитель ВШЭ, полагает, что Россия избегнет разрушительной второй волны кризиса. Если цены на нефть и снизятся, то, по его мнению, краткосрочно.
Подобным же образом выдержаны прогнозы западных финансистов. Динамику ВВП РФ они предсказывают примерно в 3,5-4%, даже при падении нефтяных цен. Это скромный показатель, если сравнивать с экономиками «растущих рынков» БРИКС, СНГ или Восточной Европы. Радужных перспектив для России не вырисовывается. Но МВФ и авторитетные банки не особенно сгущают негатив. Возможно потому, что не имеют интереса в компенсационных мерах государства, желательность которых подразумевается промышленно-торговым ведомством. Похоже, отличие позиций Минфина и Минпромторга от Минэкономразвития заключается в том, что аналитики последнего меньше принимают во внимание потребности госкомпаний, банков, иных потенциальных получателей бюджетных компенсаций. Направлять и распределять которые будут «пессимистичные» ведомства Антона Силуанова и Дениса Мантурова, а не «излишние оптимисты» Андрея Белоусова.
Высшее руководство РФ пока не оглашает вердикт по этому спору. Оно ставит иные вопросы. «Если кто-то предложит консолидирующую идею, подобную понятию «новая историческая общность – советский народ», было бы здорово», — говорил вчера президент на встрече с региональными уполномоченными по правам человека. Преодолевать экономические трудности, видимо, предполагается политико-идеологическими методами. Что касается собственно экономики, то Владимир Путин выразил уверенность: Фонд национального благосостояния, резервы Центробанка и правительства достаточно надёжные антикризисные форпосты. Золотовалютные резервы России составляют $514 млрд, ФНБ аккумулирует $85 млрд, резервный фонд правительства – ещё $60 млрд. По темпам экономического роста за 2011 год РФ уступила только Индии и Китаю. Не то, что в Европе, Америке и даже КНР, где огромны госдолги, финансовые системы перегружены кредитами, падают темпы роста.