Несколько кровавых терактов, недавно сотрясшие Сирию, Болгарию и Россию, вполне возможно, имеют общий знаменатель происхождения. Прямо доказать это на основании имеющихся открытых данных нелегко. Однако при ближайшем рассмотрении усматривается много общего в подоплеке событий. Весьма вероятно, что она, как и многое в сегодняшнем мире, сводится к финансовым проблемам.

В минувшую среду в болгарском городе Бургасе террорист-смертник подорвал автобус с израильскими туристами, припаркованный возле местного аэропорта. По свидетельствам очевидцев, в автобус, к счастью, не заполненный людьми целиком, зашел молодой человек и привел в действие взрывное устройство в своем рюкзаке. При этом погибли пять граждан Израиля, болгарин — водитель автобуса и сам террорист. 30 человек получили ранения.

В четверг взлетел на воздух департамент госбезопасности Сирии в Дамаске. Способ исполнения – тот же, с помощью шахида, который подорвал себя у порога здания. В результате теракта погибли министр обороны Сирии Дауд Раджиха и шеф военной разведки, зять Башара Асада Асеф Шаукат. Погиб также помощник вице-президента и бывший министр обороны Сирии Хасан ат-Туркмани. От тяжелых ранений позже скончались несколько высокопоставленных чиновников, в том числе глава сирийской разведслужбы Хишам Бахтияр.

В тот же самый день не где-нибудь, а в России, да еще в одном из относительно стабильных регионов, прогремел следующий взрыв. Правда, в этом случае покушение сорвалось. Преднамеренно было устроено именно так, или нет, но муфтий Ильдус Файзов имел несколько секунд для того, чтобы покинуть салон своего автомобиля, притормозившего на светофоре. Оснащенная детонатором с долгим замедлением бомба взорвалась уже после того, как муфтий услышал щелчок капсюля. Кроме того, в порядке столь же грозного предупреждения незадолго до этого в подъезде своего дома был застрелен помощник муфтия Валиулла Якупов. В качестве устрашения его убивали в несколько стволов сразу.

Итак, террористическая дуга протянулась от Европы через Ближний Восток в Россию. Ответственность за теракт в Болгарии в воскресенье взяла на себя никому доселе неизвестная исламистская группировка «Кедат аль-Джихад». 18 июля ответственность за события в Дамаске одновременно приняли «Исламская бригада» и Свободная армия Сирии. О Казани пока молчат. Но в версию самого муфтия о том, что «исламского следа» тут нет, мало кто верит. Хотя налицо и конкурирующая версия – коммерческая разборка вокруг финансового обеспечения паломничеств в Мекку.

Сам Файзов уже выступил с пространным посланием верующим, пояснив, что «сделавший это – не мусульманин». Но ведь подобная формулировка давно стала общим местом после любого теракта, заведомо совершенного радикалами-исламистами. Мол, они «не наши», хотя и очень похожи. Ислам запрещает убийство, это муфтий подметил верно. Но тут же упомянул и близость праздника всех мусульман – Рамадана. В преддверии такого дня совершить теракты могли в частности и исламисты.

Впрочем, в случае с казанским двойным покушением давно ясно, что все так просто не объясняется. Символический акт жертвоприношения, конечно, мог быть совершен в отместку за борьбу местного духовенства с ваххабитами. Но, как сказано выше, в разработке у следователей также версия финансового передела. Совет муфтиев отклонил в своем кругу финансовые мотивы преступления. Тем не менее, известно, что муфтий взял на контроль движение денежных средств туроператора «Идель-Хадж». Суммы, которые можно было заработать на примерно двухтысячной квоте, в общем невелики. Но вполне возможно, «распиливались» и некоторые государственные субсидии. Есть предположения и более мрачные. В основном связанные с поставкой рекрутов в ваххабитскую Саудовскую Аравию через внешне благополучную Казань. Тогда и речь может идти о суммах, на порядки больших, нежели скромные расценки «Идель-Хаджа» от $2000 на человека, из которых львиная доля тратится на перелет в Мекку.

Что касается Болгарии, то здесь важнее всего не место события, а объект атаки. А именно – израильские граждане. С одной стороны, Израиль давно нервно реагирует на события у своих северных границ и опасается дестабилизации обстановки в Галилее. Вплоть до ракетных обстрелов с Голанских высот со стороны сирийских боевиков. С другой стороны, ни о каких конкретных мерах еврейского государства против сирийской оппозиции пока не известно. Более того, сразу же после теракта премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что за взрывом автобуса с израильскими туристами в Болгарии стоят Иран и «Хезболла». За эту версию охотно ухватился Барак Обама по собственным геополитическим соображениям.

Дамасский шахид тоже далеко не так прост, как может показаться. Конечно, в условиях гражданской войны и определенного исламистского накала среди повстанцев такой ход с их стороны был бы логичен. Если бы не реакция Израиля, уже начинающего сочувствовать Асаду. И если бы не целая цепь аналогичных терактов.

Иран и «Хамас» отрицают всякую причастность к происшедшему в Бургасе. О Дамаске нет и речи: Иран – главный союзник режима Асада, «Хезболла» ориентирована на Тегеран. К тому же, Иран находится в неуверенном ожидании войны. Прежние «штучные» теракты против израильтян – от Кении до Таиланда — не образовывали плотной цепи событий. Да и какие израильтяне в Дамаске и Казани?

Можно предположить, что за серией терактов стоят наследники бен Ладена. Три взрыва и один расстрел в  два дня могли быть совершены как ответный ход за недавнее перекрытие финансовых каналов. Аравийский банк, сотрудничавший с оскандалившимся HSBC, был настолько заинтересован (по сути, ставил британский финансовый холдинг во главу угла многих своих операций по финансированию исламистов), что в случае отказа в транзакциях угрожал кампанией саботажа операций HSBC по всему миру. Таким образом, два спрута – финансовый и террористический – тесно переплетают свои щупальца по всему миру. И грозят тем, кто решится разорвать эти смертельные объятья. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *