В начале недели Национальное Собрание Франции проголосовало за доверие новому правительству. Без особых проблем кабинет Жана-Марка Эйро, состоящий из социалистов, левых радикалов и «зелёных», получил поддержку абсолютного большинства депутатов. Разумеется, против голосовала правя оппозиция. Но к неудовольствию социалистов воздержались депутаты от прокоммунистического Левого фронта. Они считают, что социалисты де-факто будут проводить ту же политику бюджетной строгости, за которую ратовал Николя Саркози. Что же пообещал депутатам и нации сам премьер Эйро?
Прежде всего он охарактеризовал нынешнюю ситуацию в более чем в тёмных тонах: республика «ослаблена экономически, деградирована социально, разделена политически и испорчена морально». Но тут же в духе предвыборных обещаний президента Франсуа Олланда заявил, что цель левого кабинета достойно вывести Францию из этого структурного кризиса. Приоритетными задачами становится борьба с безработицей и колоссальным государственным долгом.
В политическом плане Францию, судя по правительственной декларации, ожидают определённые изменения. Премьер-министр пообещал отказаться от принятого при Саркози решения об избрании в департаментах территориальных советников, модифицировать порядок выборов генеральных (департаментских) советников, расширить права местных органов власти по бюджету и в будущем часть депутатов Национального Собрания избирать по пропорциональным спискам. Кроме того, в 2012-2013 годах во Франции будет принят закон, разрешающий однополые браки, а однополые «семьи» получат право воспитывать приёмных детей. Эйро настаивает также на законе, который разрешит иностранцам не из стран ЕС, постоянно проживающим во Франции пять и более лет, принимать участие в местных выборах. Власти обязуются также после проведения конференции с участием «культурных акторов» разработать и принять в текущем году новый рамочный законопроект по культуре — способный более адекватно, чем сейчас, продвигать «права творцов» (собственные слова Эйро).
О планах расширения «однополых прав» промолчим, особенно в контексте возмущения «моральной испорченностью». Отметим, что правая оппозиция категорически против нововведения с допуска к голосованию иностранцев. Но всё же больше общественность волновали социально-экономические обязательства нового правительства. Эйро обещает приложить первоочередные усилия к обеспечению экономического роста. При том, что эксперты ожидают падения, новый премьер-министр предрекает в 2013 году 1,3%-ную прибавку ВВП. Также Эйро настаивает на том, что к «горизонту 2025» доля АЭС во французской энергетике сократится с нынешних 75% до 50%.
Эйро обязался в скором будущем выработать «Национальный пакт за рост, конкурентоспособность и занятость», модальности которого будут обсуждаться на июльской конференции социальных акторов. Смысл этого пакта в поддержании и развитии производительного сектора, активной промышленной политике. Эйро , как и Олланд, обещает новые рабочие места в общественном секторе. В частности уже запрограммировано создать 60 тысяч постов в системе образования.
В то же время кабинет Эйро намеревается ежегодно сокращать около 2,5% госслужащих. Расходы на содержание чиновников предполагается подвергнуть 10%-ному урезанию. Начнёт Олланд с себя – президентский оклад снижается до 10 тысяч евро в месяц (Саркози получал 14 тысяч). Стоит отметить, что такого рода меры вообще-то характерны не для левого, а для правого популизма. Соцпартия, опирающаяся именно на госслужащих, явно делает жест, адресованный избирателям Марин Ле Пен.
«Мы отказываемся от строгости во Франции», — повторяет премьер. Но далеко не все верят ему. Дело не только в том, что до недавнего времени почти все левоцентристские правительства в Европе шли по пути жёсткой экономии. Сам же Эйро завил в Национальном собрании о необходимости «обуздания общественных расходов». А как это сделать, если не замораживать социальные программы? Во вторник Счётная палата Франции сообщила, что правительству предстоит в 2013 году сократить расходные статьи на 33 миллиарда евро. Лишь таким образом возможно снизить бюджетный дефицит до 3% ВВП. А ведь Олланд победил под лозунгами прекращения программы экономии, призывал к наращиванию трат для стимулирования роста и создания рабочих мест.
Одними налоговыми манипуляциями тут не обойдёшься, хотя за счёт увеличения налогов правительство рассчитывает привлечь в бюджет дополнительно 7,2 млрд евро. Кабинет Эйро верен обещаниям Олланда по отказу от повышения НДС. Иное дело – дополнительное налогообложение наиболее обеспеченных французов. Ставка налога на доходы тех, кто зарабатывает более 1,3 млн евро в год, будет повышена с 2013 года до 75%. Кстати, так во Франции уже было – эти ставки были снижены при президенте Саркози, который старался стимулировать богатых французов тратить деньги на родине. Новые власти намерены также отменить ряд льгот для корпораций, обложить банки и топливные компаний. От этого ожидается ещё более 1,4 млрд в казну. При таких планах обещания «сдержать бегство капиталов» выглядят, мягко говоря, фантастическими.
Французы и в самом деле ждут перемен. Результаты выборов текущего года это подтверждают как нельзя лучше. Вместе с тем, если соцпартия и стала сейчас главенствующей политической силой Франции, страна в целом от этого вовсе не сделалась левой. И это подтверждают те же итоги выборов. Значит, левоцентристскому правительству Жана-Марка Эйро придётся ежедневно доказывать соотечественникам правильность сделанного в мае-июне политического выбора.