Cейчас в РФ действуют более тысячи высших учебных заведений (из них почти 60% государственные). В вузах открыто около полумиллиона бюджетных мест. Если учесть, что ЕГЭ в этом году сдавали 900 тысяч человек, получается, каждый второй может претендовать на обучение за счёт государства. Финансирование одного бюджетного места обойдётся от 60,2 тысячи рублей до 112 тысяч. В этом году впервые образовательный госзаказ распределялся по конкурсу. В итоге 352 тысячи бюджетных мест от Минобрнауки получили 313 государственных и 54 негосударственных вуза.
Эксперты предсказывают, что особого ажиотажа в этом году не ожидается. Наоборот год снова может оказаться крайне сложным для вузов, а не для абитуриентов. Ведь демографическая яма продолжает углубляться. Год назад более сотни государственных вузов не сумели набрать студентов на бюджетные места. Трудно пришлось и большинству негосударственных заведений. Ещё труднее будет набор в этом году.
Количество выпускников школ из года в год стремительно сокращается. В 2006 году их было 1,3 миллиона, в 2008 году – уже 959 тысяч, в 2009-м – 899 тысяч, в 2010-м — 822 тысячи. В нынешнем – около 800 тысяч. Сказываются последствия демографического спада. Так отражается падение рождаемости начала 1990-х годов.
Это не предел. Сейчас школы заканчивают родившиеся в 1994–1995 годах, а к 1999-му рождаемость упала ещё на четверть. То есть в 2016 году выпускников школ будет немногим более 600 тысяч. Уже сегодня в подавляющем большинстве российских регионов количество выпускников меньше плана приёма в государственные вузы. Профессиональные училища, техникумы, технические лицеи, колледжи уже столкнулись с недобором. Впрочем, государственные университеты, где всегда был большой конкурс, не боятся опустеть.
Министерство среагировало своеобразно. В этом году резко сократили количество бюджетных мест. А некоторые специальности в отдельных вузах стали сплошь коммерческими или же вовсе закрываются. Независимые эксперты не считают, что такое решение пойдёт высшему образованию на пользу. В Минобрнауки утверждают, что идут не сокращения, а перевод бюджетных мест от одних специальностей к другим. Государство пытается каким-то образом отрегулировать набор в вузы, чтобы он соответствовал потребностям российской экономики, особенно промышленности. Например, за минувшие пять лет приём на экономические специальности сократился почти вдвое, на педагогические и гуманитарные – более чем на четверть. В то же время увеличился набор на технические и инженерные специальности.
В мае 2012 бывший ректор МИСиС Дмитрий Ливанов, назначенный министром образования и науки в новом правительстве, предложил в два раза сократить количество бюджетных мест в вузах, а для оставшихся повысить финансирование. Высказывание спровоцировало большой резонанс, довольно нервное обсуждение, пояснения министра. Понято оно было однозначно – как установка на сворачивание бесплатного обучения, коммерциализацию образовательной системы. Что вполне укладывается в концепцию преодоления финансово-экономического кризиса через режим жёсткой экономии. Экономить, впрочем, будет государство на бюджетных образовательных программах. Семьям абитуриентов экономия при этом не светит. Скорее наоборот.
На гуманитарных направлениях бюджетные места сокращены в текущем году на 10-20 %. В некоторых вузах число очных бюджетных мест урезали в разы. Например, в Московском государственном университете печати в минувшем году на отделение журналистики на очную форму обучения приняли 18 человек, а в нынешнем будут брать только пять. За счет этого расширен приём на технические и естественно-научные специальности, информатику и вычислительную технику, по направлениям физкультуры и спорта. Приоритетными названы 14 направлений. Это «Информационная безопасность», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Металлургия, машиностроение и материалообработка», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Морская техника», «Транспортные средства», «Приборостроение и оптотехника», «Электронная техника, радиотехника и связь», «Автоматика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Химическая промышленность и биотехнологии», «Архитектура и строительство», а также «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды».
Правда, уже через пять лет перед выпускниками этих «приоритетных» направлений встанет вопрос, куда идти работать: остатки советской промышленности рушатся, новоиндустриального бума пока не просматривается. Но это будет потом. А пока…
В регионах ситуация с бюджетными местами еще хуже. В Уральском государственном горном университете, например, в этом году полностью исчезли бюджетные места на специальностях гуманитарной направленности. Менеджеры и специалисты по рекламе теперь смогут поступать в вуз только на контрактной основе. В то же время на 40 бюджетных мест стало больше на инженерных направлениях — горном деле, технологии геологической разведки, прикладной геологии. В Оренбургском педагогическом университете с нынешнего года по специальностям «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Адаптивная физическая культура», «Журналистика» и «Менеджмент» студенты смогут обучаться только на коммерческой основе, бюджетный набор закрыт. А решение закрыть специальность «Сестринское дело» в Оренбургской государственной медицинской академии и сократить набор на 105 мест на другие специальности вызвало удивление даже у ректора: ведь в области острая нехватка медиков.
Из-за снижения финансирования эксперты ожидают ухудшение качества образования. Снижение качества подготовки кадров обернется дефицитом профессионалов. Качество образования упадёт и из-за снижения зарплат педагогов, которое неизбежно при сокращении финансирования. Преподавателям придется работать в двух-трёх вузах. Сократятся и расходы на научные исследования.
Но есть и иная сторона. «Фишка» нынешнего года — финансирование государством мест в платных вузах. Впервые рассчитывать на госзаказ смогут негосударственные учебные заведения. Список специальностей ограничен: педагоги, социальные работники, программисты и экономисты. Правда, выделено всего 4,5 тысяч мест на без малого пять сотен негосударственных российских вузов.
Ещё одно новшество приёмной кампании – изменение правил поступления льготников. В прошлом году в особо престижные вузы в первую волну шли лишь они. И только к моменту зачисления выбирали учебное заведение, в котором будут учиться. Так что список поступивших менялся ежечасно, случались и скандалы.
В этом году льготники, как и все, могут подать документы в пять вузов на три специальности в каждом. Но свою льготу используют только в одном вузе и на одно направление подготовки. Если у абитуриента несколько льгот (скажем, он инвалид и сирота) – тогда можно разослать справки в разные вузы. Те же правила касаются победителей и призёров школьных олимпиад.
Больший акцент делается на результаты ЕГЭ. В этом году Минобрнауки разрешило только шести вузам проводить дополнительные вступительные испытания. Причём, к примеру, Санкт-Петербургский госуниверситет этим правом не воспользовался. Как и ни один петербургский вуз. Исключение – творческие специальности. В том же СПбГУ дополнительные испытания проходят только будущие журналисты и абитуриенты по специальностям, связанным с искусством — актёрское мастерство, живопись, вокал, реставрация и дизайн.
Даже если допустить, что государство смогло решить все финансовые и организационные проблемы, о которых здесь шла речь, остаются психологические сложности. Учителя и родители всё чаще говорят об инфантильности выпускников школ. Мало кто из наших детей задолго до поступления в вуз увлечённо читает книги по любимому предмету, ходит в кружки, участвует в олимпиадах. К этому возрасту они зачастую ещё просто не готовы осознанно выбрать профессию. Одним вообще невдомёк, чем они хотят в жизни заниматься, вуз выбирают наугад. Другие недобирают баллов ЕГЭ и идут «лишь бы куда на бюджетное место». Третьи успешно поступают в вуз мечты – но не своей, а родительской. И уж конечно, мало кто задумывается, насколько через пять лет будет востребована полученная профессия.
В результате после получения диплома значительная часть молодых специалистов без сожаления расстаётся с только что приобретённой специальностью. Между тем, через пять-десять лет нынешние абитуриенты будут производить, строить, лечить, учить наших детей. А некоторые, кстати, нами же управлять…