Инвесторы в срочном порядке избавляются от ценных бумаг. Или, по крайней мере, перестают вкладывать в них деньги. Общемировая тенденция заключается в бегстве от мало-мальски рискованных активов. Эффект усилен нарастающим обвалом в еврозоне. Не стали исключением и российские «голубые фишки». Пока они ещё ликвидны, но их будущее из-за сложностей приватизации госкорпораций выглядит весьма туманно.
Финансовые топ-менеджеры убеждены: ситуация в глобальной экономике в ближайшем будущем будет только ухудшаться. Корпоративные доходы – падать. Основные риски порождает европейский долговой кризис, усугубляемый политическими потрясениями в разных концах планеты. Неопределённа предвыборная ситуация в Греции. Удручающие вести приходят из Испании. Тревожны процессы в Италии. Социалистическая горячность нового президента Франции способна усилить евроизоляционистские настроения в Германии. Всё это не внушает оптимизма игрокам фондового рынка.
Массовое бегство инвесторов привело к внушительному падению биржевых индексов. Индекс РТС за год потерял около 35%, индекс DAX германской биржи Deutsche Borse AG — 30% в долларовом выражении, индекс компаний Индии упал на 28%. Управляющие портфелями в принципе сокращают долю вложений в акции и предпочитают наращивать наличные средства. Это касается как рискованных активов, так и «голубых фишек». В результате средний уровень наличных в портфелях поднялся с 4,7% в мае до 5,3% в июне. Это самый высокий показатель с января 2009 года, на который пришелся пик предыдущей кризисной волны.
Российский рынок исключения не составляет. Биржевые индексы лежат в русле того же тренда. Естественным образом добавляются внутренние нюансы. Суммарная стоимость акций на объединённой бирже ММВБ-РТС за последние 15 месяцев снизилась с 33,1 до 23,5 трлн рублей. Только за последний месяц снижение этого показателя составило 10,48%. Уменьшение капитализации российских публичных компаний эксперты объясняют целым рядом «местных» причин. Растёт долговая нагрузка. Ставки по банковским депозитам с начала года обгоняют инфляцию, стимулируя продажу акций. Оттоком капитала на начало июня составил $46,5 млрд без – серьёзных перспектив уменьшения.
Влияют на фондовый рынок и противоречивые действия нового правительства РФ. Курс на приватизацию госкорпораций должен был дать эффект оживления. Желающие поучаствовать в процессе стали раскупоривать кубышки и выстраиваться в очередь. Однако порядок приватизации самого лакомого куска — энергоактивов – остаётся предметом дискуссий. И вообще, происходит нечто неясное.
На 2012-2015 годы предусмотрено уменьшение государственной доли в крупных компаниях ниже контрольного пакета, а в ряде случаев отказ от владения (за исключением инфраструктурных монополий и предприятий, обеспечивающих безопасность государства). Однако 7 июня 2012 года правительство РФ провело заседание, на котором был одобрен проект дополнений в программу приватизации. Конкретные сроки и объёмы продаж пакетов будут определяться отдельными решениями. Похоже на смену правил игры. Конечно, прозвучали ритуальные слова, что решения должны быть взвешенными, стратегически обоснованными, учитывающими текущую конъюнктуру и возможные риски… Что же касается акционерных обществ, включенных в перечень стратегических, то решения об уменьшении доли госучастия в их уставном капитале вообще будет приниматься президентом.
Создаётся впечатление отсутствия базовых принципов совершения этих сделок. Например, «Роснефтегаз» сможет выступать инвестором по соответствующим пакетам акций компаний ТЭК «в случае, если это будет признано целесообразным, необязательно по всем сделкам». Что касается участия в приватизации иностранных игроков, в первую очередь американских, то им вроде дали добро. Но тут же обставили уточнениями – «вроде», «не исключено», «если». Добавили нервозности и разговоры о дополнениях, вносимых в соответствии с недавним президентским указом «О мерах по приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса». И такое положение сложилось не только в сфере ТЭК. Например, нет окончательной определенности и с максимально допустимым снижением доли ЦБ РФ в капитале Сбербанка.
Впрочем, приватизация госкомпаний так или иначе состоится – бюджет необходимо наполнять, а основные производственные фонды обновлять. Но пока деньги решено тратить главным образом на «масло и пушки», то есть на выполнение социальных обязательств и оснащение силовых структур. Плюс реализация престижных мегапроектов от саммита АТЭС до Олимпиады-2014 и ЧМ-2018. Государственная политика более-менее определилась. Чего не скажешь об экономических перспективах, которые она, казалось бы, должна прояснять.