Не дождавшись официального объявления результатов первого тура президентских выборов в Египте, «Братья-мусульмане» начали подготовку к решающей схватке. Вышедший во второй тур их ставленник Мухаммад аль-Мурси предложил проигравшим в первом туре независимому исламисту Абу аль-Фатуху и социалисту-насеристу Хамдину Сабахи поддержать его. Пообещав в случае победы назначить их вице-президентами.
Напомним, что в ходе первого тура выборов Мухаммад аль-Мурси набрал 25,3% голосов, мубараковский премьер Ахмад Шафик – 23,7%, Хамдин Сабахи – 21,6%, а считавшиеся ставленниками Саудовской Аравии Абу аль-Фатух и Амр Муса – 17,9 и 11% соответственно. Таким образом, лобби нефтяной монархии проиграло. Это лишний раз доказывает, что на арабских выборах не следует доверять социологическим прогнозам. Амр Муса и Абу аль-Футух считались фаворитами гонки и выбыли из нее. Однако это вовсе не значит, что Эр-Рияд намерен оставить Египет в покое.
Как бы то ни было, борьба за президентский пост предстоит тяжелая. Шафик незначительно уступил представителю «Братьев-мусульман». По мнению аль-Мурси, его соперник олицетворяет старый режим, пытающийся лишить народ плодов революции и восстановить авторитарную диктатуру. Для противодействия этой угрозе «Братья-мусульмане» и начали сколачивать широкую коалицию. Сейчас аль-Мурси активно пиарится, обещая организовать «справедливый суд над виновниками гибели демонстрантов» во время прошлогодней революции, свергшей Хосни Мубарака.
В свою очередь, Ахмад Шафик призывает египтян не допустить «торжества реакции» и выбрать в его лице демократические реформы. «Ваша революция была украдена. Я обещаю вам вернуть ее результаты», – сказал он, обращаясь к представителям молодежных движений, участвовавших в восстании против Мубарака. Это уже намек на военных, не желающих с кем бы то ни было делиться реальной властью.
По словам Шафика, вернуть ушедшую эпоху Мубарака так же невозможно, как «повернуть часы обратно». Но исламисты, получив власть, тут же начнут притеснять христиан и сторонников светского развития, предупреждает бывший глава правительства. И тогда Египет «утонет в хаосе».
Судя по всему, большинство исламистов поддержат ставленника «братьев». Как это уже сделал проигравший аль-Футух, поддерживаемый салафитами. Тем не менее исключать дальнейший раскол в этой среде и отказ от голосования за ставленника конкурентов. Также нельзя быть уверенными в том, что левые, либералы и вообще сторонники светского развития поддержат Шафика. Так что пока исход второго тура остается неясным. Не следует забывать и об армии, которая при необходимости способна скорректировать курс нового президента.
Запад заранее готовится к мысли возможному поражению Шафика. В этом суть реакции бывшего президента США Джимми Картера, являющегося наблюдателем на выборах. Картер заверяет, что «Братья-мусульмане» не намерены разрывать мирный договор с Израилем. Заключенный в 1979 году и ставший едва ли не единственным крупным успехом американской дипломатии картеровских времен (впрочем, она может записать себе в актив также сближение с дэнсяопиновским Китаем, и этим список достижений исчерпается).
Картер полагает, что слухи о готовности исламистов пересмотреть кэмп-дэвидские соглашения 1978-го, ставшие базой для египетско-израильского договора, являют собой большое преувеличение. И судя по всему, это действительно был предвыборный пиар «братьев», рассчитанный на эксплуатацию антиизраильских настроений. На деле египетские исламисты могут для отвода глаз пересмотреть лишь второстепенные пункты, не затрагивая главных положений договора.
Разумеется, о дружбе между Израилем и Египтом не приходилось говорить и при Хосни Мубараке. Пожалуй, даже и при Анваре Садате, хотя он и называл тогдашнего израильского премьер Бегина «друг Менахем». Кэмп-дэвидские соглашения и мирный договор были продиктованы неспособностью Египта победить на поле боя и хотя бы вернуть Синай, потерянный в 1967 году. Это удалось сделать только за столом переговоров.
Как бы там ни было, катастрофы Ближнего Востока в случае избрания аль-Мурси не произойдет. Разумеется, ни Западу, ни тем более Израилю не приходится верить исламистам на слово. Однако гарантия обязательств Египта перед Израилем при любом правительстве есть. Это неспособность одолеть «сионистского врага».
Во-первых, по уровню боеспособности египетская армия на два порядка уступает израильской. Во-вторых, она оснащена в основном западным оружием, которое затруднительно использовать против Израиля. Речь идет о наличии особых «электронных закладок», не позволяющих применять вооружение против дружественных стран. Именно в таком виде оружие продавалось Каиру последние четверть века. И в-третьих, конфликт с Израилем для Египта был бы самоубийством из-за знаменитой Асуанской плотины. Этот советский подарок Насеру стал ахиллесовой пятой египтян: достаточно попадания в нее нескольких крылатых ракет, чтобы большая часть Египта была попросту смыта в Средиземное море.