Дом ветеранов сцены (ДВС) был создан в северной столице в 1896 году по инициативе выдающейся актрисы Марии Гавриловны Савиной. Его название – «Убежище для престарелых артистов» – было вполне в духе того времени и полностью отвечало сути начинания. Только вот участок для него, как впоследствии выяснилось, был выбран не вполне удачно. С определенной точки зрения, конечно…

Век спустя выяснилось, что эти несколько гектаров на Петровском острове являются лакомым куском недвижимости. Отсюда многие проблемы живущих там бывших артистов.

В течение прошлого века первоначальный Савинский корпус, расположенный на подаренной Николаем II территории исторического парка петровских времен площадью почти в 6 га, успел весьма разрастись. Здесь появился целый комплекс зданий, в которых разместились жилые помещения, концертный зал, гостиница, библиотека, небольшой медстационар. Все это хозяйство базировалось на тех же шести царских гектарах. А дальше начинаются несколько скучные, но необходимые технические тонкости.

Естественно, что после 1917 года ссылки на царский подарок стали неуместными. В 1930-м остатки театральной самодеятельности закончились, и Дом ветеранов сцены перешел в собственность государства. «Управляющей компанией» стало Всероссийское театральное общество (ВТО), которое и содержало ДВС на свои средства. В постсоветские времена Союзу театральных деятелей РФ (СТД) пришлось изрядно потрудиться, доказывая свои имущественные права. Кстати, Общероссийская общественная организация «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)» является носителем традиций не только ВТО, но и организаций XIX века – Общества взаимного вспоможения русских артистов, Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям, Императорского русского театрального общества. Первые два названия звучат весьма красноречиво.

Так или иначе, после нескольких арбитражей в первой половине 2000-х было достигнуто мировое соглашение. Постройки, возведенные после 1930 года на средства ВТО-СТД, переходят в собственность этой организации, права же на исторические здания делятся в пропорции 51 к 49% с правительством РФ. При этом немаловажно, что вся земля, которую занимают здания ДВС, по-прежнему находилась в федеральной собственности. Правда, в марте 2006 года СТД, желая обеспечить возможность реконструкции дома Савиной в рамках инвестконтракта, купил участок земли вместе со строениями площадью 2,6 га. За землю он перевел в городской бюджет до забавного скромную сумму – чуть менее 12 млн рублей.

Вообще-то ситуация кажется малопонятной. Почему за продажу федеральной земли деньги получает город? Кто оценивал эту землю? С другой стороны, почему дом Савиной, построенный на деньги ее мужа, мецената Анатолия Евграфовича Молчанова, десятилетиями содержавшийся средствами театрального сообщества, вдруг стал федеральной собственностью? Но вряд ли стоит отвлекаться на такие частности. Тем более что дальше начались еще более интересные события.

Дом Савиной, построенный в самом начале ХХ века, постепенно приобретал аварийный облик. Его требовалось срочно ремонтировать. Выяснилось, что у СТД денег на ремонт нет. Председатель Союза Александр Калягин обратился за помощью к Валентине Матвиенко. В ответ была предложена типичная схема тех времен: СТД отдает часть принадлежащего ему парка девелоперу под элитную застройку, взамен получает часть квартир в построенном доме плюс капитальный ремонт дома Савиной. Небольшой нюанс: вся территория, которую занимает ДВС, является памятником истории и культуры федерального значения.

К проведению историко-культурной экспертизы привлекли специалистов из небезызвестной мастерской Татьяны Славиной. На ее счету целый рад знаковых градостроительных решений – по застройке Таврического сада, сносу стадиона имени Кирова, переводу Пулковской обсерватории на Кольский полуостров, строительству высотного комплекса «Финансист» на Васильевском острове и т. д. Само собой разумеется, вердикт был однозначен: застройка части сквера допустима, ущерба памятнику стройка не нанесет. Нашелся и солидный застройщик – компания «Система-Галс», входящая в АФК «Система». Деньги на реконструкцию ДВС выделялись из федерального бюджета. Почти 2,6 млрд рублей до 2013 года.

Сами обитатели ДВС до той поры держали поистине мхатовскую паузу. Но тут их терпение кончилось. Опасения, что в итоге застройке подвергнется весь парк, а ДВС попросту выселят куда-нибудь за город, казались вполне обоснованными. Их разделял председатель смольнинского Комитета по культуре Николай Буров. В 2006 году отставным артистам удалось достучаться до президента России. Тот разъяснил «Системе» – мол, вы не самая бедная в стране организация, могли бы помочь людям и просто так, без бизнес-интереса. Те, само собой, прислушались. Свою партию исполнила и Валентина Матвиенко, которая отказала потенциальному застройщику и предложила «Системе-Галс» просто дать денег на ремонт.

Перед таким давлением никто не устоит. АФК «Система» отказалась от намерений застраивать участок и перечислила в виде спонсорской помощи на счет ДВС 132 млн рублей. Понятно, что этих денег при существующих ныне реставрационных расценках не хватит ни на что, но это уже совсем другая история.

Так все вернулось на круги своя. Дом Савиной потихоньку разрушался, денег не было. Но тут снова помог бывший (и нынешний) президент, ставший к тому времени премьером. На Владимира Путина вышел сам Александр Калягин. Ответ был таков – правительство РФ готово взяться за реставрацию ДВС, но взамен объект вместе с землей должен полностью перейти в федеральную собственность.

По результатам проведенных конкурсов, разработкой проекта занялось ООО «Архитектурная мастерская Е. Ю. Меркурьева». Подряд на проведение подготовительных работ получило ЗАО «Строительная компания «Логос». Оно же займется и собственно реконструкцией.

Но возник вопрос: что на время реконструкции делать с обитателями ДВС? В решении самое деятельное участие приняли новые власти северной столицы в лице вице-губернатора Василия Кичеджи. Они и варианты временного отселения искали, и обстановку на месте изучали, и переговоры о передаче земельного участка в ведение города вели. В конце концов сошлись на переезде в пансионаты Павловска и Комарово. Правда, почему-то прямо в процессе переезда бывших артистов проверяла прокуратура вместе со специалистами МЧС и Роспотребнадзора. Были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства. Виновных оштрафовали, но «новоселов» не тронули.

СТД в этой истории в последнее время проявился дважды. Сначала его руководство направило губернатору Петербурга Георгию Полтавченко письмо с просьбой вернуть деньги, уплаченные в 2006-м за земельный участок – те самые 12 млн рублей. Но поскольку последние годы содержанием ДВС занимался город, Союз не стал настаивать на компенсации некогда понесенных затрат. Затем СТД высказался в связи с возможной передачей комплекса на Петровском острове. Сначала Санкт-Петербургу. Решение, принятое на заседании секретариата Союза, даже начало принимать бумажные очертания. Делать это было не так просто, ведь те же ветераны сцены юридически по-прежнему находятся под опекой СТД – организации общественной, но никак не государственной или муниципальной. Нужны еще основания, чтобы их вселить в отремонтированные здания.

Тем не менее все проблемы казались решаемыми. Пока из Москвы не пришла странная весть – председатель СТД Александр Калягин принял решение о передаче комплекса в Петровском парке в дар Российской Федерации. Поскольку передача городу излишне затянулась. Вице-губернатор Кичеджи, потративший немало сил на разруливание ситуации, выглядит несколько растерянным. Его точка зрения – пока никакого решения о передаче ДВС государству нет, все разговоры идут на уровне выражения личных позиций членов руководства СТД.

Тем временем бывшие артисты ждут окончания разбирательств в своих временных жилищах. А часть территории парка на Петровском острове лишается охранного статуса. К чему бы это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *