Президент России внес на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области кандидатуру вице-губернатора Александра Дрозденко для наделения губернаторскими полномочиями. При нынешней кадровой системе вопрос можно считать практически решенным. Чего нельзя сказать о программе действий будущего губернатора. Очевидно лишь, что административная карьера Валерия Сердюкова сломалась на объединительном процессе, в котором явственно присутствует санкт-петербургский след. И что Александру Дрозденко придется учитывать не только наследие предшественника, но и позицию Смольного.
Прежний губернатор Ленинградской области, один из старожилов когорты региональных лидеров (он занимал эту должность без малого 13 лет) покинул свой пост не из-за каких-то серьезных управленческих сбоев. Дело, видимо, в другом. Валерий Сердюков не просчитал новое административно-политическое соотношение, возникшее с приходом на пост петербургского губернатора Георгия Полтавченко. Будучи, условно говоря, «чиновным сепаратистом», Сердюков всячески отстаивал самостоятельность вверенного ему региона. Отсюда упорные разговоры о переносе областной столицы в Гатчину, торможение инфраструктурных городских проектов (вспомним то же Кудрово). Чего стоят недавние высказывания Сердюкова, что Ленинградской области лучше объединяться не с Петербургом, а с Финляндией. Мол, у города и так хватает земель под строительство, благо от центра до Пушкина
Валерий Сердюков являл классический сплав комсомольско-партийной и хозяйственной номенклатуры. Губернатором Ленобласти он был избран 19 сентября 1999 года, победив в трудной борьбе своего бывшего руководителя Вадима Густова. Наверное, это единственная помарка в его чиновной биографии: обычно замы не претендуют на места шефов. Но то были еще времена ельцинской вольности, когда многое прощалось. Четыре года спустя Сердюков повторил свой электоральный успех. Летом 2007-го он был переутвержден уже с подачи Владимира Путина.
А потом случилась пикалевская история. Поговаривают, что Сердюков подал прошение об отставке в тот же день, когда тогдашний глава правительства приехал в мятежно-депрессивный городок. Премьерский разнос был устроен всем, но слова: «Никто не убедит меня в том, что руководство области сделало все, чтобы помочь людям», – адресовались лично губернатору. Отставка Сердюкова принята тогда не была. Однако слухи о его скором уходе стали общим местом.
Они актуализировались с появлением в Смольном Георгия Полтавченко. Вновь пошли разговоры то ли об объединении города и области, то ли об отрезании части областных земель в пользу северной столицы. Сам Полтавченко по этому поводу пока предпочитает отмалчиваться. Мол, не ему принимать такие решения, все будет делаться – если будет – по-другому и на другом уровне. Но многие эксперты отмечают: ряд городских инвестиционных проектов завис именно в преддверии скорых объединительных шагов. Да и какой чиновник откажется от расширения сферы своего ведения.
Срок полномочий Валерия Сердюкова официально заканчивается 9 июля. Конечно, если он сам не подаст в отставку раньше. Утверждение Александра Дрозденко Заксобранием можно предсказать с вероятностью, превышающей сто процентов. Временная дельта уйдет на передачу дел.
Губернаторские кандидатуры предлагала Дмитрию Медведеву партия «Единая Россия». Наряду с Дрозденко в списке фигурировали член Совета Федерации от Законодательного собрания Ленобласти Андрей Молчанов и председатель областного ЗакСа Александр Худилайнен. Наблюдатели считали шансы всех троих примерно равными. Александр Дрозденко на мартовских президентских выборах, будучи теневым начальником избирательного штаба Путина, смог обеспечить для него 61,9% голосов. Он часто гостит в Москве, общается с известными банкирами. Александр Худилайнен дружен с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным, вхож и к первым лицам государства. Его поддерживали влиятельные главы районных администраций. Поменьше шансов было у Андрея Молчанова. Конечно, он не только сенатор, но и основатель строительной «Группы ЛСР», его личное состояние Forbes оценивает в $1,7 млрд (57-е место в российском бизнес-рейтинге). Однако федеральные контакты Молчанова не столь весомы. К тому же группа влияния, олицетворяемая именами его и его отчима Юрия Молчанова, после прихода губернатора Полтавченко заметно сдала позиции.
Как и предполагалось, президент сделал выбор еще до инаугурации Владимира Путина. Единственной маленькой неожиданностью стало предпочтение вице-губернатора спикеру. Многие полагали, что губернатором станет Худилайнен. Но резко обострившиеся отношения председателя областного парламента с Валерием Сердюковым были широко известны. Видимо, для федерального центра удобнее неконфликтный вице-губернатор, нежели амбициозный спикер.
В принципе, Дрозденко достается вполне перспективный регион. С темпами экономического роста на уровне 7–9%. С растущим потенциалом – Тихвинский вагоностроительный завод, порт Усть-Луга, завод «Форд», кирпичный завод в Рябово, другие предприятия. С неплохими условиями для инвесторов и минимальным уровнем госдолга (1,3 млрд рублей), с развивающейся индустрией туризма. Теперь дипломированному специалисту в области сельского хозяйства, бывшему главе Кингисеппского района, недавнему вице-губернатору, председателю областного КУГИ предстоит определиться во взаимоотношениях с коллегой-соседом в Санкт-Петербурге. Вероятно, Александр Дрозденко лояльнее, чем Валерий Сердюков, отнесется к объединительным процессам, полным или частичным. Хотя бы потому, что кадровые решения на Северо-Западе федеральный центр принимает с учетом мнения Смольного.