История с застройкой территории бывшего Митрофаньевского кладбища тянулась несколько лет. Со временем она приобрела скандальный оттенок. «Городу нужны земли под строительство домов и дорог!» – говорили одни. «Только не на кладбище, даже бывшем!» – отвечали другие. На днях суд принял решение, которое в принципе может поставить точку, аннулировав планы застройщиков. Но не все тут однозначно.
Разорение Митрофаньевского кладбища началось в 1930-х годах после его закрытия и перенесения нескольких исторических захоронений в музейные некрополи. На этой земле собирались продлевать Митрофаньевское шоссе вплоть до стыка с Новоизмайловским проспектом. Пробивка магистралей позади Варшавского вокзала предусматривалась и в двух генпланах – 1966 и 1985 годов. И во всех случаях речь шла о ликвидации захоронений. Кстати, официально здесь не хоронят уже давно – с 20-х годов прошлого века. Правда, ходят упорные слухи, что много неучтенных могил образовалось во время блокады. Так или иначе, сейчас это место занято складами, гаражами и свалками. Однако кресты и надгробия сохранены, проведенная историко-культурная экспертиза доказала ценность кладбища.
Тем не менее ни в электронной базе города, ни в каких-либо письмах КГИОПа Митрофаньевское кладбище не упоминается. Значит, нет и официальных оснований для включения объекта в территориальное зонирование. И вполне логично три года назад петербургский градостроительный совет одобрил концепцию застройки «Измайловской перспективы». Ее выполнила мастерская «Урбис СПб», которую возглавляет бывший главный архитектор города Олег Харченко. Предполагалось, что эти земли будут застроены офисами, магазинами, ресторанами и жилыми домами. Общая площадь застройки должна была составить 5,8 млн кв. м. Вновь возникла тема с продлением Митрофаньевского шоссе вплоть до Новоизмайловского проспекта. Что наверняка положительно сказалось бы на транспортной ситуации в районе.
«Измайловская перспектива» общей площадью
Точнее, целых три кладбища: Митрофаньевские православное и лютеранское, а также Громовское старообрядческое. Несмотря на то что старинный погост и четыре церкви в свое время сравняли с землей, здесь покоится прах 400 тысяч человек. Так реальность вошла в противоречие с бумажной действительностью. В противном случае инвесторы вряд ли нарушали бы федеральный закон «О погребении», который прямо запрещает строить на месте захоронений что-либо, кроме культовых сооружений.
С другой стороны, признание кладбища наличествующим оборачивалось для них серьезными затратами. Только за эксгумацию останков пришлось бы заплатить 3,5 млрд рублей. Кроме того, в декабре 2009 года был принят закон «О геномной экспертизе», и теперь все останки должны быть обязательно идентифицированы. Причем при их извлечении категорически не допускаются раскопки экскаватором. Понятно, что никакой инвестор к таким действиям не готов. Выгоднее и удобнее казалось хранить молчание. Проект тем временем прошел процедуру согласования во всевозможных инстанциях, включая Роспотребнадзор.
Однако здесь в процесс включилась общественность. Известные петербургские историки и архитекторы по заказу ВООПИиК подготовили трехтомную экспертизу. В ней содержатся карты, схемы, другие документы. А также список из трех тысяч именитых петербуржцев, похороненных на Митрофаньевском кладбище. Известны даже точные места захоронения каждого из них.
Образовался «Митрофаньевский союз», который организовал москвич Виктор Ушаков. На Митрофаньевском погребен его прадед, простой крестьянин, своим трудом поднявшийся в крупного петербургского домовладельца. Вместе с архитектором Рафаэлем Даяновым митрофаньевцы подготовили проект мемориальной зоны на месте разрушенного храма Святителя Митрофания. Он уже согласован практически во всех ведомствах.
Любопытно, что на этот раз в одном ряду с общественниками действовали и представители бизнеса, и власти Московского района. Некоторых предпринимателей возмутил сам факт попыток застройки кладбища. Кое-кто даже поучаствовал в установке поклонного креста и в создании музея о погосте. Другие акцентировали недочеты проектировщиков, из-за которых то незаконно отрезалось несколько квадратных метров земли, то отхватывался кусок здания. Главы муниципальных образований, в свою очередь, сильно интересовались, почему в проекте не учтены будущие объекты социальной инфраструктуры.
Осенью в дело вмешались городские власти. На территории побывал губернатор. Вопрос обсуждался на заседаниях городского правительства. Однако главное решение пришло из зала суда. В конце апреля 2012 года Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга принял решение по заявлению руководителя общественной организации «Митрофаньевский союз» Виктора Ушакова об оспаривании действий КГА, повлекших введение в оборот земель Митрофаньевского кладбища. Рассматривалось дело больше года, оспаривалось десять распоряжений. Восемь оставлены в силе, но отменены два – согласование главного архитектора города и план на строительство АЗС (от которого застройщики, прежде недостаточно информированные, заранее отказались сами). «Митрофаньевский союз» считает решение суда своей победой. По их мнению, если оно вступит в силу, строительство на исторической территории кладбища будет невозможно.
Ключевое слово здесь – «если». Понятно, что заброшенную полукриминальную территорию нужно обустраивать. Так что ситуация еще далека от разрешения.