Южная Осетия прошла через второй этап президентских выборов. После не очень уверенной победы в первом этапе Леонида Тибилова, бывшего сотрудника КГБ Грузинской ССР, аналитики делали самые разные предположения об исходе решающей схватки. Ее накал достиг, казалось, предельной для маленькой республики величины. На этот раз власть никто не захватывал и по голове не получал. Но к нынешнему победителю возникло очень много вопросов, поводы для которых он часто давал сам.
СМИ Южной Осетии активно обсуждали мартовские заявления явного фаворита президентской гонки Дмитрия Медоева и поддержавшего его инициативу лидера местных коммунистов Станислава Кочиева. Оба кандидата настаивали на срочной отставке генерального прокурора РЮО Таймураза Хугаева. В полном соответствии с правилами поведения, скопированными у российской оппозиции, они требовали роспуска парламента, превратившегося в «антинародный орган». Именно в этом видели залог проведения свободных и демократических выборов. Должных обеспечить окончательное избавление от влияния Эдуарда Кокойты и его команды.
В пику им Тибилов настаивал на том, что народная воля проявлена в решении ЦИК и соответствующих органов. Но после победы в первом туре он, согласно неафишируемой договоренности с Аллой Джиоевой (результатом которой стала работа ее предвыборного штаба на победу Тибилова), назвал скандальную декабрьскую победу оппозиционерки несомненной. Но продолжал настаивать на подчинении верховным органам республики, признавшим нелегитимность тех выборов.
Непосредственный соперник Тибилова, 35 -летний Давид Санакоев, не успел проявить себя на занимаемой должности главного борца за права человека в РЮО. Важными преимуществами молодого, но перспективного омбудсмена стали не слишком привычные, на российский взгляд, «крепкие моральные принципы вкупе с традиционными устоями». Соответственно, именно эта фигура могла считаться истинно народным кандидатом, вне политической закулисной возни.
Однако сложилось как сложилось: по результатам подсчета 100% бюллетеней к утру понедельника председатель южноосетинской ЦИК Белла Плиева объявила о победе Тибилова с результатом 54,12%. Давид Санакоев получил 42,65% голосов. Традиционно для республик с высокой степенью «народного участия», явка оказалась на приличном уровне – 71,26%. Поляризацию электората отразил минимальный процент голосов, поданный против всех (0,96% избирателей).
Анализируя победу Тибилова, наблюдатели отметили сравнительную прозрачность выборов (обеспеченную, в частности, обкатанной в России технологией применения на избирательных участках веб-камер, тоже, кстати, доставленных российским ЦИКом). К вопросу о легитимности голосования претензии возникли лишь со стороны Грузии. От этого можно было бы и отмахнуться: мол, Мишико никогда не останется доволен тем, что происходит на «временно оккупированной грузинской территории». Тем более что и сам Тибилов подкинул повод для обострения отношений, поклявшись незадолго до решающих выборов в том, что будет работать в направлении воссоединения двух Осетий под эгидой России.
Однако дело не только в риторике победившего кандидата. Реверанс в сторону северного Большого брата нельзя воспринимать вне традиционной восточной риторики. Гораздо более важным фактором, о котором часто забывают эксперты, анализирующие ситуацию в Южной Осетии, является политический процесс в соседней Грузии. Там в этом году пройдут выборы в парламент, а в следующем выборы президента. Дело в том, что Тибилов в совсем недавнем прошлом являлся президентом коммерческого банка, принадлежащего опальному югоосетинскому бизнесмену Альберту Джуссоеву. За весьма короткий период Тибилов обналичил более 1,2 млрд рублей. Как и водится в таких случаях, банк закрылся, долги перед государством остались. Незадолго до выборов, все в том же скандальном интервью, Тибилов уверенно назвал Джуссоева невинной жертвой клеветы.
Тибилову также оказали поддержку Зураб Кабисов, известный как Гоппи (мобилизовавший под выборы московское землячество), и близкий друг Кабисова, руководитель осетинской диаспоры в городе Сочи Анатолий Маргиев. Оба этих авторитетных бизнесмена завязаны на фигуре широко известного в Южной Осетии Гочи Дзасохова.
Дзасохов до самого недавнего времени не желал лишний раз появляться в Цхинвали, опасаясь недружественного приема со стороны Кокойты. Но недавно он все же побывал в республике лично и открыто агитировал за Леонида Тибилова. Ему приписывали тесное взаимодействие с грузинским оппозиционером Ираклием Окруашвили при реализации политических проектов и программ. Не исключено, что оба имеют общий интерес в преддверии выборов в Грузии. За Окруашвили же маячит фигура опального грузинского олигарха Бориса Иванишвили, пытающегося составить конкуренцию Саакашвили. Группа поддержки Тибилова поэтому не ограничена в финансовых и других ресурсах.
Впрочем, группа Альберта Джуссоева точно так же не отказывается от своих планов, щедро профинансировав предвыборную кампанию Тибилова. По некоторым данным, именно Джуссоев через руководителя своего силового блока во Владикавказе организовал мобилизацию проживающих там граждан Южной Осетии для голосования в северных селах республики. Это уже было отмечено наблюдателями, зафиксировавшими этот факт. Как и полное молчание по этому поводу республиканского Центризбиркома.
Являясь проводником чужого влияния, Тибилов тем не менее устраивает все противостоящие группы на небольшой политической арене Южной Осетии. От того, насколько перевесит влияние той или иной группы, зависит будущий курс республики.