Пятимиллионная северная столица России имеет все проблемы, свойственные мегаполисам мира. Включая транспортную. Уже сейчас на 1000 жителей приходится 283 автомобиля. Для сравнения: в Москве их 295, зато в Европе этот показатель приближается к пяти сотням. Но в Санкт-Петербурге к базовой цифре нужно прибавить еще сотни тысяч машин, ежедневно прибывающих транзитом. Все попытки разгрузить от автотранспортных скоплений хотя бы исторический центр успеха пока не имели.
Высокая транспортная активность напрямую связана с выгодным географическим положением города, производственной и коммерческой деятельностью. Однако пробки на улицах стали обыденным кошмаром для сотен тысяч петербуржцев. Есть ли выход из этой ситуации?
Есть. Проблема очень серьезна, но вполне разрешима. После ввода в строй КАДа и активного строительства ЗСД на первое место явно выходит директивное снижение транспортных потоков на улицах. Имеются в виду самые разные мероприятия. К примеру, планируется увеличить парк вместительного общественного транспорта – с тем чтобы избавиться наконец от огромного количества газелей и пазиков. Центр города можно значительно разгрузить за счет ограничения въезда или введения платы за проезд на основные улицы. Такая практика уже характерна для многих стран Европы и признана довольно эффективной. Другое направление – строительство дополнительных парковок, многоуровневых дорог, развязок и подземных переходов. Это считается наиболее перспективным, так как большинство пробок возникает именно в связи с низкой пропускной способностью городских дорог.
Вопросы внедрения городской автоматизированной системы управления дорожным движением, развития метрополитена, плохие дороги и повышенный износ транспортных средств, экзотику вроде надземного экспресса мы сознательно оставляем за скобками. Где-то не хватает организационного потенциала, где-то денежных средств. Однако власти так или иначе пытаются решать проблему. Кредит в 1,5 млрд рублей берется у Министерства финансов России. Данная сумма покроет расходы на строительство объектов транспортной инфраструктуры. Средства пойдут на строительство объектов инвестиционной программы 2011–2013 годов. К ним относятся реконструкция транспортной развязки на Пироговской набережной при съезде с Сампсониевского моста, а также участка Приморского шоссе от улицы Савушкина до Лахтинского проспекта.
Еще при прежнем губернаторе возникла идея координационного органа, который согласовывал бы действия федерального центра и региональной администрации по развитию инфраструктуры в Санкт-Петербургском транспортном узле. 31 марта 2011 года правительство России приняло постановление о координационном совете по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Его возглавил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Первоочередные вопросы – определение границ КАД-2, которая необходима для вывода транзитного транспорта с нынешней КАД. Ее хотят теснее привязать к городской улично-дорожной сети. Но пока эти замыслы остаются на стадии профессиональных дискуссий и инициативной разработки.
Нынешний губернатор Санкт-Петербурга, приняв на себя противоречивое наследство предшественницы, сформулировал новые приоритеты. Недаром в проекте городского бюджета на 2012 год 95 млрд рублей предполагалось направить на решение дорожно-транспортной проблемы. Эти средства должны были пойти на завершение строительства путепровода в створе Коломяжского проспекта, Южной дороги от Коммунального переулка до Ропшинского шоссе, Шотландской улицы от Невельской до набережной Екатерингофки, подключение этой набережной ЗСД. В планах значилось окончание реконструкции автомагистрали М-20 Санкт-Петербург – Киев на участке от поворота на Пушкин до поселка Дони. Предусматривались первая и вторая очереди реконструкции Приморского шоссе, южной и северной сторон набережной Обводного канала. Кроме того, на 2012 год выделялись значительные ассигнования на ремонт и содержание дорог (на текущий – 4,9 млрд рублей, на капитальный – 2,9 млрд, на содержание дорог – 8,7 млрд). Наконец, 20 млрд из федерального бюджета предполагалось направить на продолжение строительства ЗСД.
Ситуацию с общественным транспортом стоит рассмотреть на примере городского трамвая. К концу 1980-х ленинградская трамвайная сеть стала самой большой в мире, попав в Книгу рекордов Гиннесса. Начиная с 1990-х объемы движения стали сокращаться, на многих магистралях трамвайные пути были демонтированы. Однако еще в 2002 году протяженность трамвайных линий в Петербурге достигала
Затем губернатором стала Валентина Матвиенко. Она сделала упор на развитие наземного транспорта, в первую очередь коммерческого. Кстати, в этом она следовала установкам своего предшественника Владимира Яковлева. Ведь именно при нем – с 1997 по 2003 год – было закрыто и демонтировано около
Такой подход по меньшей мере странен. Себестоимость перевозок электротранспортом где-то на 25% ниже, чем автобусами. Возросло перераспределение пассажиропотоков, а значит и финансовое бремя субсидирования перемещений горожан. При этом значительная часть петербуржцев спустилась в метро, которое также требует субсидий, еще больших, чем автобусные. Таков лишь один из примеров непродуманной политики в транспортной сфере. И последствий, к которым она может привести.
Как будет действовать в этой области Георгий Полтавченко, пока неясно. Явно приоритетно продолжение строительства метрополитена (южное полукольцо). До наземного общественного транспорта руки еще не дошли.
Тем временем пассажироперевозчики решают свои проблемы с повышением цен на топливо, страховых выплат и компенсацией расходов по установке приборов ГЛОНАСС. С середины апреля стоимость проезда на многих маршрутных такси повысится до 35 рублей. Ожидается и повышение стоимости билетов на социальных видах общественного транспорта. Ориентировочно – с 1 июня и до 23 рублей. Попутно Смольный может снизить размер субсидии, которую получают перевозчики за обслуживание убыточных социальных перевозок. Словом, прорывов пока не видно. Эволюционное развитие с трудновычисляемым основным вектором…