Международное соглашение ACTA, направленное против компьютерного пиратства, стало полем противостояния между европейской общественностью и государственными властями. По этому вопросу высказываются официальные лица Евросоюза. Вице-председатель Европейской комиссии Марос Шефкович назвал подписание этого соглашения большой ошибкой. Словацкий политик Шефкович, в прошлом выпускник МГИМО, стал рупором целого поколения, которое польский писатель Петр Черский называет в своем манифесте «детьми Сети».
В то время как Россия в последние полгода была занята выборным циклом, оппозиция Европы и США боролось за вполне осязаемые права. Традиционные цели социальных движений – борьба за права рабочих, женщин, афроамериканцев, евреев – уже не так будоражат умы, как в XIX–XX веках. Но время создает новые проблемы. Одна из них – попытки правительств наиболее развитых стран мира заставить людей платить за скачанное из интернета.
Принятие ACTA вывело вопрос о сетевых авторских правах на передний план социального протеста. Люди привыкли бесплатно пользоваться в интернете достижениями мировой культуры. Захотелось скачать песню – добро пожаловать на сайты с бесплатной музыкой. Нужен фильм – «пиратская бухта» всегда к услугам. Теперь же за скачивание любых файлов пользователь может преследоваться в судебном порядке. На границах стран, присоединившихся к АСТА, будут досматриваться ноутбуки, смартфоны и другая оргтехника.
Разумеется, общество, прежде всего интернет-сообщество, начинает бунтовать против таких ограничений на свободную передачу информации. Можно быть полностью аполитичным человеком, но ровно до тех пор, пока власть, манипулируя законом, не залезет в твой кошелек. В обществе закономерно начинается самоорганизация в целях противостояния.
Вопрос об авторских правах не так прост, как кажется. Каждый желает получать доход от использования своего произведения, в которое он вложил свои умения, таланты, время. Однако такой подход вступает в противоречие с общественным интересом. Для общества приоритетна свобода распространения информации, тогда как коммерческие интересы авторов вторичны.
Эта позиция характерна, в частности, для социал-демократической молодежи. Так, лидер латвийского Молодежного социал-демократического союза Тимофей Настин предлагает законодательно обеспечить свободное распространение учебных материалов, книг, фильмов, музыки – при условии, что пользователь не передает их дальше с целью извлечения прибыли. «Во-первых, лозунг, популяризированный движением Occupy Wall Street, «Нас 99%!» означает, что каждый имеет право на равноправный доступ к информации. Скажем, Паоло Коэльо подал личный пример и поддержал протесты, разрешив скачивать свои книги. Во-вторых, в качестве некой альтернативы существующему порядку уже был предложен, например, принцип Creative Commons», – говорит Настин. Впрочем, по его словам, в Латвии проблема ACTA мало кого волнует. Правительство подписало соглашение. Сейм пока его не ратифицировал. Но: «От Латвии в данном случае мало что зависит. А вот страны, что подписали, но отозвали подписи и не подписывали ACTA, должны выиграть эту борьбу».
Личная позиция авторов, готовых передавать свои произведения в общественное пользование, действительно указывает выход. Именно на этом основаны лицензии на базе Creative Commons, с использованием которых работает всемирный проект Wikipedia. Содержимое Wikipedia не может быть использовано в коммерческих целях.
Побочным эффектом от вступления в силу ACTA станет полный контроль за интернетом. Каждый пользователь будет четко идентифицирован. В результате мы рискуем получить то самое государство тотального контроля (иначе говоря – абсолютной прозрачности), о котором предупреждали авторы антиутопий. Если же учитывать, что пользователь глобальной паутины все меньше привязан к стационарному компьютеру и имеет возможность использовать интернет где угодно, такие прогнозы обретают пугающе реальные очертания.
Россия пока не подписала ACTA. Отечественные политики хранят по этому поводу молчание. Однако не стоит обольщаться – ведь наша страна в ближайшем будущем присоединяется к ВТО. Учитывая, что эта международная организация преследует схожие с ACTA цели – зарабатывание денег и приращение капиталов, – вполне вероятна ситуация, когда Россия будет вынуждена подписать соглашение под диктовку глобального рынка.
Классик либертарианской идеологии Айн Рэнд назвала свой нашумевший роман «Атлант расправляет плечи». Пожалуй, современные интернет-пираты являются теми самыми атлантами. Они более, чем кто бы то ни было другой, способствуют культурному развитию современного мира. Атланты Рэнд расправили плечи – и удерживаемые ими основы основ начали падать, вызывая всеобщий хаос. Разумеется, здесь нет абсолютного тождества, лишь схожесть художественных образов. Но если бы не пираты, массовый интернациональный обмен культурными достижениями стал бы крайне затруднен.
«То, чего мы хотим, является, вероятно, просто настоящей и правдивой демократией», – резюмирует Петр Черский. Этим побуждениям реально противостоит ACTA – продукт корпоративных соглашений в области авторского права. Налицо столкновение гражданской культурной сети с корпоративной системой. Результат которого во многом определит ближайшее социальное будущее.