Согласно действующему российскому законодательству, все закупки на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд делаются на конкурсной основе. Конечно, федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, устанавливающий эту норму, подвергается нещадной и весьма небезосновательной критике. Однако даже с учетом вступления в силу с 1 января 2012 года федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 94-ФЗ пока никто не отменял. К тому же и хвосты прошлых конкурсов то и дело дают о себе знать.
Однако на местах постепенно приноровились обходить его достаточно жесткие требования. Правда, сделать это можно, если вы обладаете известной степенью наглости и при этом твердо уверены в безнаказанности. Доказательством тому история с закупкой оборудования для строящегося энергоблока ПГУ-410 Ново-Салаватской ТЭЦ (Республика Башкортостан).
Сразу заметим: этот регион не относится к сидящим на голодном энергопайке. Более того, республиканский электроэнергетический комплекс (13% промышленного продукта) наряду с нефтедобычей (23%) и нефтепереработкой (20%) представляет собой основу экономики Башкортостана. Его основу составляют ТЭЦ, не испытывающие недостатка в топливе. На территории республики насчитывается порядка двухсот только учтенных месторождений нефти. Прогнозируемые запасы природного газа составляют более 300 млрд м³, балансовые запасы каменного угля доходят до 0,5 млрд тонн. К этому стоит добавить развитую электросеть. Словом, своей электроэнергии Башкортостану вполне хватает.
Видимо, именно поэтому поначалу планы строительства энергоблока не встретили понимания. Однако после долгих переговоров в 2010 году решение о начале строительства все-таки было принято. Основание – расширение Ново-Салаватской ТЭЦ, выкупленной ОАО «Газпром нефтехим Салават» у «Башкирэнерго». В принципе, ничего криминального тут нет – выработанную энергию вполне можно сбывать и в другие, менее энергонасыщенные регионы. Кстати, по проекту электрическую мощность через сбытовую компанию ООО «Межрегионэнергосбыт» через сети «Башкирэнерго» и планируется передавать потребителям ОАО «Газпром нефтехим Салават». Строить было решено на деньги ОАО «Газпром нефтехим Салават» под патронажем ООО «Газпром энергохолдинг». Был выделен и немалый бюджет – 15 млрд рублей.
А вот далее начинаются странности. Например, стройка началась и продолжается по сей день, хотя у заказчика-застройщика – ОАО «Салаватнефтехимремстрой» (СНХРС) – до сих пор нет технических условий на газоснабжение и на технологическое присоединение к электросетям. Есть и другие нюансы. Более подробно остановимся на одном из них.
Само по себе, без технической начинки, здание энергоблока мало кому нужно. Требуется коммутационное оборудование. Проектная организация сначала разрабатывает общую однолинейную схему и техническое задание поставщику этого оборудования. Затем делаются запросы в профильные компании на предоставление технико-коммерческого предложения на поставку этого оборудования. Далее объявляется конкурс, в котором участвуют компании-поставщики. Немаловажно, что согласно требованиям 94-ФЗ победителем должен стать тот поставщик, который предложит НАИМЕНЬШУЮ цену за свою продукцию. Это то самое требование, которое вызывает искреннее возмущение абсолютного большинства участников подобных конкурсов. Ведь зачастую победителем становится компания, сделавшая ставку на демпинг или поставляющая некачественное оборудование. Правда, в нашем случае рассуждения на эту тему совершенно бессмысленны – победителем была объявлена фирма, предложившая НАИБОЛЬШУЮ цену! Но – обо всем по порядку.
Под намеченную стройку в структуре СНХРС был создан проектный офис «ПГУ-410», руководителем которого стал Игорь Эдуардович Рябко. В обязанности проектного офиса и его руководителя входит заключение всех договоров по строительству энергоблока с контрагентами на поставку оборудования и материалов, выполнения всех проектных, изыскательских и монтажных работ и т. д. Далее был объявлен тендер на поставку оборудования.
В первом, проходившем осенью 2011 года, участвовали четыре компании: казанское ООО «Сервис Монтаж Интеграция» – официальный технологический партнер Siemens AG (Германия), ЗАО «Шнейдер Электрик» – российский дилер германской же Schneider Electric, японская Mitsubishi Electric и уфимский филиал петербургского ООО «НПК «Сим-Росс», генерального дистрибьютора ряда известных торговых марок. Претендентов могло быть и пять, однако ЗАО «Электронмаш» опоздало с подачей заявки.
Что случилось впоследствии, трудно сказать, однако итоги тендера были отменены, а практически вся документация по нему уничтожена. Остались лишь обрывки.
Правда, из них можно точно установить, о каком ценовом ряде тогда шла речь. Так вот, в среднем стоимость контракта на поставку оборудования оценивалась примерно в 45 млн рублей плюс-минус 2–3 миллиона. Эта информация немаловажна в свете последующих событий.
Вскоре был объявлен еще один тендер, в котором на этот раз участвовали лишь три фирмы – «Сервис Монтаж Интеграция», «Шнейдер Электрик» и Mitsubishi Electric. Правда, злые языки утверждают, что две последних подключились лишь для отвода глаз. Хотя вряд ли это возможно – компании солидные, терять лицо им ни к чему. Зачем им связываться с г-ном Рябко, который якобы оформлял фиктивный тендер и согласовывал с представителем инвестора все документы. Нам-то важнее не реальность или мнимость тендера, а его итоги.
Они таковы: согласно протоколу технического совещания руководящего состава ПО «ПГУ-410» от 15 декабря 2011 года, на котором определялся изготовитель и поставщик распределительного устройства для ПГУ-410, победителем конкурса стало ООО «Сервис Монтаж Интеграция». Основание – длительный положительный опыт работы компании и отзывы о ней. Но самое главное – сроки и цена поставки. Оставим в стороне первый критерий, посмотрим на второй. При уже известном ценовом ряде победитель предложил заплатить за свою продукцию… 143,8 млн рублей (?!), а генеральный директор СНХРС Сергей Мячин заключил соответствующий договор поставки. Как здесь не сказать: «Помни о 94-ФЗ!».
Хотелось бы здесь отметить еще один момент. В соответствии с внутренним регламентом СНХРС, прежде чем договор будет заключен, он должен пройти согласование с заинтересованными отделами предприятия, начиная с юридического и финансового. В данном случае никакого согласования не проводилось.
Видимо, многое может проясниться, если мы упомянем причинно-следственные связи, существующие между всеми участниками этого процесса, который, учитывая цену появившейся маржи, вполне можно назвать «процессом о ста миллионах».
Ответственным за строительство ПГУ-410 со стороны инвестора является директор ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ» Евгений Николаевич Гущин. Заодно он одноклассник генерального директора ОАО «Газпром нефтехим Салават» Дамира Шавалеева. Тот, в свою очередь, является братом жены Кирилла Геннадьевича Селезнева. Одно время ходили слухи, что г-н Селезнев – сын экс-председателя Госдумы. Они не подтвердились, но Кирилл Геннадьевич фигура вполне самодостаточная. Вышеупомянутый начальник ПГУ-410 Игорь Эдуардович Рябко, в свою очередь, близкий товарищ Евгения Николаевича Гущина. Наконец, генеральным директором ОАО «Салаватнефтехимремстрой» трудится Сергей Иванович Мячин, одновременно депутат городского Собрания Салавата от партии «Единая Россия».
Не будем утверждать, зачем этим гражданам понадобилось образовывать стомиллионный перерасход. Варианты здесь могут быть разными (вплоть до взносов на благотворительность). Вероятность у вариантов различна.
Вот в общем-то и все. Правда, есть сведения, что, когда информация о подобной закупке стала широко известна узкому кругу лиц, служба безопасности ОАО «Газпром нефтехим Салават» провела экстренную проверку обстоятельств сделки. Поговаривают, что ее инициировал лично г-н Шавалеев. Топ-менеджера можно понять – о деяниях вокруг ПГУ-410 поставить его в известность никто не удосужился. Что там накопали проверяющие, неизвестно – результаты расследования скрыты под грифом служебной тайны…
И напоследок – в планах энергетиков значится строительство еще одного аналогичного энергоблока. Любопытно, как теперь в свете всего вышесказанного будут проходить закупочные процедуры.