Отечественная военная промышленность всегда тяготела к унификации. В принципе, ничего плохого в этом нет. Если создана хорошая базовая модель, то почему не отталкиваться от нее при модификациях? Примеров масса – от танковых платформ до истребителей-бомбардировщиков. Но сама по себе база воевать не будет, ею надо управлять. Новый акцент российских оружейников – беспилотное оружие.
У фантаста Севера Гансовского есть рассказ «Полигон». Некий изобретатель создает танк, который способен читать мысли противника и оттого делается неуязвимым. Изобретение представлено комиссии, которую возглавляет генерал, под начальством которого служил и погиб сын изобретателя. Испытания в режиме защиты проходят успешно. И тогда изобретатель включает режим атаки…
Новый российский танк на базе тяжелой боевой платформы «Армата» оснастят цифровой орудийной системой с дистанционным управлением. Каналы связи будут защищены от подавления и перехвата. Управлять орудием экипаж будет из изолированной многослойной капсулы, которая выдержит прямое попадание из любого вида современного танка.
Первые «умные» танки должны поступить в войска в 2015 году. Такие сжатые сроки не должны удивлять. Почти все новое в танке будущего на деле является пока еще не забытым прошлым отечественного танкостроения. Понятно, почему в Минобороны уверены, что в 2015-м конструкторы представят полностью готовый образец машины. Ее просто будут собирать из готовых частей, как конструктор. Впоследствии на основе «Арматы» будут создаваться образцы современных тяжелые танков, БМП и машин разграждения для танковых и мотострелковых бригад Сухопутных войск.
Эта разработка станет первым шагом на пути к полностью «беспилотному» оружию отечественного производства. Которое повлечет за собой структурные армейские перемены. Хотя бы потому, что для решения оборонных задач потребуется гораздо меньше боевых машин – эксперты говорят всего лишь о двух тысячах на всю российскую армию. В дальнейшем появление безэкипажной пушки продвинет Россию к созданию полностью автономного танка, управляемого дистанционно или поражающего цели в автоматическом режиме. Подразумевается, что именно они в случае чего пойдут в первой волне танковых прорывов.
Вообще-то сенсации здесь нет. Ни российской, ни мировой. Например, специалисты израильского института «Технион» недавно объявили о завершении проекта радиоуправляемого бульдозера на базе бронированной модификации американского Caterpillar D9. Эти машины будут работать в горячих точках на арабских территориях. Если они будут атакованы, люди не пострадают. Есть и другие примеры, особенно в США и Китае.
Правда, Западная Европа подкачала – производство беспилотных аппаратов здесь может оказаться под угрозой уже к 2020 году из-за недостатка финансирования. В основу такого вывода Европейского оборонного агентства легло исследование ситуации в таких крупнейших компаниях, как BAE Systems, Dassault, EADS, Hellenic Aerospace Industry, Saab и Thales. Ясна и причина: в ряде стран ЕС в 2008–2011 годах существенно урезались расходы на оборону.
Если Россия намерена в случае гипотетической войны выставить не миллионные «ополчения», а компактные, но профессиональные «дружины», высокотехнологичное направление военных исследований предопределено. Наработки и в этой сфере остались с советских времен. Например, в теме волнового оружия, когда специальные генераторы создают на определенном участке энергетическое поле особой частоты – будь то электрическое, магнитное, электромагнитное или даже биоэнергетическое. Результаты его воздействия могут оказаться самыми разными: вывод из строя вражеских электронных систем, разложение топлива в баках на негорючие компоненты и т. п.
Ведутся и вовсе фантастические разработки. Скажем, устройство, которое позволит человеку управлять электроникой одной лишь силой мысли. Надеваешь специальную шапочку с подключенными электродами, которые, в свою очередь, соединены с энцефалографом, – и вперед. Снимая показания электромагнитной активности мозга, устройство передает их на компьютер, где специальное программное обеспечение обрабатывает эту информацию.
Эта система была разработана по инициативе Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии для управления инвалидными колясками или механическими протезами. Тем не менее для демонстрации разработчики написали небольшое приложение, где одними лишь усилиями воли нужно довести до контрольной точки… виртуальный танк! Затем изобретение было опробовано на радиоуправляемой модели – опять же танка. Возникают закономерные вопросы. Ответ на которые известен. Как ни собирай швейную машинку, получается все тот же пулемет. Теперь, правда, «умный».
…Вышеупомянутый выше рассказ «Полигон» заканчивается символически. Члены комиссии осознают, что атаковать танк будет так же, как и оборонялся: читая мысли противника. Значит, способом, которого противник боится больше всего. Танк реагирует мгновенно – на гибель всем проверяющим. Гибнет и сам изобретатель – уплывая с острова, он вдруг подумал, что сын тоже мог испугаться этого создания. Реакция танка оказалась предсказуемой. В довершение всего он расстрелял судно, которое было послано разобраться, что же произошло на полигоне.
Рассказ написан в середине 1960-х. Совсем другие времена: «любовь, а не война», «социализм с человеческим лицом», «государство для человека» – кто бы теперь поверил? Сейчас тема пацифизма как-то вышла из моды. Но хочется надеяться, что умные танки будут изобретать умные люди. Кстати, принцип «Земля не завоевана, пока на нее не ступил солдат» пока что никто не отменял. Солдат, а не танк.