Стремление к физической свободе непреодолимо в каждом человеке. Даже в таком, кто должен сидеть в тюрьме. Но за решетку попадают разные люди и вырваться стремятся по-разному. История с Алексеем Шестаковым из вологодской колонии строгого (заметим!) режима № 17 сейчас прогремела на всю страну. В первую очередь благодаря какой-то ненашенской изобретательности беглеца и его сообщников.
Согласитесь, сердцем мы всегда на стороне беглеца. Искренне сочувствуем героям «Побега из Шоушенка», «Побега из Собибора» и даже «Побега из Алькатраса». Смеемся и одновременно болеем за невезучих героев Жана Рено и Жерара Депардье. Большинство зрителей сопереживало Рэмбо, который на пути к освобождению товарищей десятками убивал киношных «плохих парней». И герой Александра Абдулова из «Тюремного романса» вызывает определенные симпатии. Недаром стали легендами истории Джона Диллинджера, Альфи Хайндса, Джулиана Шотара, Фрэнка Морриса, Кларенса и Джона Энглинов, Билли Хэйса. По ним снимают фильмы, пишут книги.
Наверняка ляжет в основу киносценария и история Алексея Шестакова. В ней есть всё – и выдумка, и помощь друзей, и техническое обеспечение, и даже, похоже, love story. Нет только хеппи-энда. Но Шестаков менее всего заслуживает счастливого для себя исхода.
За ним с подельником не только копеечное ограбление, но и три убийства, за которые он получил 24 года строгого режима. Не преступный авторитет, не бизнесмен с влиятельными партнерами. Обычный полубомж-полугопник. По всей видимости, большой негодяй. Но найдутся такие, что процитируют «Юнону и Авось»: «Авантюра не удалась. За попытку спасибо». Просто за дерзость авантюры.
Вертолет «Ми-2» вчера утром прямо на территории колонии. Из него сбросили веревочную лестницу. Шестаков, видимо, заранее посвященный в замысел своих сообщников, резво поднялся и заскочил в кабину. Затем винтокрылая машина под огнем охранников взмыла в воздух (знаменитый с гулаговских времен вологодский конвой оказался бессилен против достижений НТП). Вскоре вертолет нашелся брошенным в окрестностях Вологды. Рядом лежал связанный пилот, который рассказал, что его заставили полететь в колонию мужчина и женщина, вооруженные пистолетом.
Как впоследствии выяснилось, после приземления Шестаков расстался со своими спасителями. Вооружившись пистолетом, он захватил такси и заставил водителя ехать в сторону соседней Ярославской области. Но на дороге, в районе города с говорящим названием Грязовец, его уже ждала засада. Увидев полицейских, беглец открыл стрельбу. Полиция в ответ также применила оружие. Шестаков получил легкое ранение в бок и был задержан.
Вот в общем-то и все. Остается добавить несколько деталей. Выяснилось, что аренду вертолета оплатил предприниматель, вроде бы ни сном ни духом не ведавший, как его будут использовать. Ну и последнее – за день до попытки этого побега в Вологодской области закончились учения по борьбе с преступниками, которые по сценарию попытались освободить эшелон с заключенными. Действительно, все как в плохом кино. Вспоминается высказывание милицейского генерала 1990-х: «Будем надеяться, наш высокий профессионализм предстоит проявлять только на учениях»…
Так что Алексею Шестакову не удалось повторить вертолетный кинопобег Владимира Машкова («Американская дочь»). Или реальный – грабителя и убийцы Паскаля Пайета, он же Калашников Пэт, который трижды сбегал из тюрем именно при помощи такого летательного аппарата. В последний раз в 2007 году на крышу тюрьмы приземлился вертолет, угнанный получасом ранее с Каннского курорта. Из него выскочили три вооруженных сообщника в масках. С ними Пэт и улетел. На берегу Средиземного моря они отпустили пилота и с тех пор никто ничего ни о Паскале, ни о его подельниках не слышал.
Как правило, резонансные побеги удаются не российским преступникам. Причин тому много: куда более суровые правила внутреннего распорядка в отечественных местах лишения свободы (хотя, конечно, суровость закона изрядно компенсируется неисполнением) и паспортный режим (хотя в зарубежных странах его все более заменяют системы электронных карт и т. п.). Однако люди продолжают делать, казалось бы, бессмысленные попытки. Почему?
В частности, потому, что отсидка не гарантирует сохранения жизни. Косвенное подтверждение – появившаяся в интернете параллельно с вологодской историей информация о невиновных людях, отсидевших за деяния «пологовского маньяка» Сергея Ткача. Всего таковых было как минимум семеро. Двое из них скончались в местах заключения. Четверых отпустили из колоний. Еще одного – из психиатрической больницы…