Компания En+ Group, принадлежащая к бизнес-системе Олега Дерипаски, может потерять важный актив на Балканах. Правительство Черногории намерено вернуть себе Подгорицкий алюминиевый комбинат (КАP), где около 30% акций принадлежит российской структуре. На прошлой неделе была запущена процедура аннулирования договора 2005 года о продаже KAP.
Министр финансов Милорда Катнич мотивировал это необходимостью «определиться с политикой в отношении производства алюминия, которое оказывает серьезное влияние на черногорский ВВП». При этом он не стал уточнять, по какой схеме власти планируют возвращать комбинат. Впрочем, ранее министр экономики Черногории Владимир Каварич говорил о выкупе – за 1 евро. Символический характер суммы он объяснил тем, что правительству предстоит субсидировать KAP, дабы предотвратить банкротство.
У En+ Group иной взгляд на ситуацию. С 2005 года компания успела вложить в черногорское алюминиевое производство порядка 200 млн евро. При этом комбинату были списаны немалые долги. Получается, Дерипаска уже субсидировал черногорскую экономику. И не на один евро, который теперь предлагается получить за крупный пакет акций стратегически важного предприятия.
Расчетные мощности КАР – 120 тысяч тонн алюминия в год. Реальное производство сейчас примерно вдвое меньше. Предприятие еще не оправилось от обвала трех-четырехлетней давности, когда лишь реструктуризация позволила избежать банкротства. Летом 2009 года правительство Черногории уже выкупило у En+ половину ее пакета. И обязалось предоставить госгарантии по долгам комбината более чем на 130 млн евро.
Прежние проекты развития черногорской металлургии, связанные с привлечением иностранных инвестиций, правительство 35-летнего экономиста Игора Лукшича явно пересматривает. Германскому Deutsche Bank решено вернуть 22 млн евро, взятые для КАР в порядке целевого кредита. Предстоит погашение аналогичной задолженности перед венгерским ОТР и российским ВТБ. Это серьезные для черногорского бюджета потери, но власти считают, что контроль над предприятием, приносящим 15% ВВП, того стоит.
Независимость Черногории от Сербии, точнее, выход из Сербо-Черногорского Союза провозглашался в 2006 году под лозунгами вхождения в Европу (правительство Черногории даже признало независимость Косова, тем самым спровоцировав острое политическое противоборство в стране). В отличие от той же Сербии Черногория присоединилась к зоне евро, хотя не входит в ЕС. Но именно привязка к евро вынуждает сейчас к перестраховке, к консолидации основных активов. Пример географически недалекой Греции перед глазами. Он побуждает заботиться о прочности собственной финансовой базы.
Существенно и то, что правящая Демократическая партия социалистов, к которой принадлежат и премьер Лукшич, и президент Филипп Вуянович, и основатель независимой Черногории Мило Джуканович (считается, что именно он реально контролирует властную систему республики, хотя формально сейчас не занимает высших государственных постов), происходит из бывшего республиканского отделения Союза коммунистов Югославии. И потому «генетически предрасположена» к усилению госконтроля над экономикой.
En+ Group без понимания встречает планы черногорского правительства. Исполнительный директор компании Алексей Кузнецов, возглавляющий совет директоров KAP, называет главными проблемами комбината сложности с энергообеспечением и долги. Структура Дерипаски выдвинула свой план: конвертирование долгов KAP в акционерный капитал. Если же черногорские власти настаивают на возвращении комбината в госсобственность, En+ Group готова продать свой пакет. Но именно продать за реальную цену, а не отдать за символический евро. Политические соображения правительства Черногории российский металлургический холдинг «Базовый элемент», подразделением которого является En+, явно не рассматривает как обязательные для себя.
Оборот «Базового элемента» близок к 25 млрд долларов, стоимость активов оценивается в 40–50 млрд. На этом фоне и 200 млн евро инвестиций в черногорскую металлургию, и 86 млн евро задолженности KAP перед En+ смотрятся довольно скромно. Но потеря KAP весьма нежелательна для российского холдинга. Значение этого актива гораздо выше формальных производственных показателей. Подгорицкий комбинат важен как коммуникационный узел снабжения европейских партнеров Дерипаски. Его утрата грозит сбоем логистических схем, наложением штрафных санкций, общим снижением сбыта.
Кроме того, черногорская проблема возникла в цепи аналогичных ситуаций с зарубежными активами Дерипаски. В Нигерии назревает пересмотр итогов приватизации алюминиевого завода Alscon, контролируемого сейчас «Русалом». В Гвинее под вопросом принадлежность «Русалу» боксито-глиноземного завода Фригия. Украинские власти претендуют на возвращение в госсобственность «русаловского» пакета Запорожского алюминиевого комбината. Пока во всех этих случаях претензии удавалось отбивать, однако перспективы неясны и слишком завязаны на политические факторы. Черногорская ситуация в этом контексте выглядит совсем несвоевременной.