Туристический бизнес, похоже, вступил в черную полосу. Гибель нескольких российских туристов в Египте, крушение Costa Concordia у берегов Италии дополнились фактическим банкротством «Ланты-тур вояж».
Этот оператор входил в первую двадцатку российских туристических компаний. Он организовывал собственные чартерные рейсы по 24 направлениям в Европе, Азии и Америке. Путевки от «Ланты» продавали в России более 6 тысяч агентств. И вот вечером 27 января на сайте «Ланты» неожиданно для всех появилось объявление о временной приостановке работы. Впрочем, задним числом выяснилось, что еще за несколько часов до этого «Аэрофлот» и «Трансаэро» отказывались сажать в лайнеры вылетающих на отдых по путевкам «Ланты» из-за неоплаты билетов.
Сразу же начались неприятности у российских туристов, уже успевших выехать за рубеж. В отелях индийского Гоа, Вьетнама, Мексики и Таиланда от наших соотечественников в самой развязной манере потребовали решить финансовые проблемы за счет собственных средств. Поскольку у контрагентов «Ланты» хватило терпения на пару дней, до открытых конфликтов дело дошло только на выходные. При неработающих по всей округе банкоматах люди оказались заложниками ситуации. У многих к исходу двух- и трехнедельных туров средств на банковских картах не оказалось вовсе. Поэтому если в понедельник первая сотня россиян благополучно вернулась из Гоа за свои кровные, то все же еще около трех тысяч туристов, что называется, попали.
29 января в Ростуризме прошло экстренное совещание. Президент «Ланты-тур вояж» Людмила Пучкова сообщила, что на момент банкротства за границей оставалось порядка 3 тысяч клиентов. Известно также, что к 27 января туроператор реализовал путевок на сумму около 20 миллионов рублей. Таким образом, страховочной подушки от Ингосстраха в 100 миллионов рублей, по мнению Пучковой, должно хватить на возмещение ущерба всем пострадавшим.
Но уже тогда от министра туризма и спорта Виталия Мутко прозвучало грозное предупреждение. Раздосадованный на президента «Ланты», которую вообще с трудом удалось найти и вызвать на совещание, он вновь говорил об ужесточении требований к структурам турбизнеса. Рано утром позавчера Главное следственное управление СК РФ по Москве возбудило в отношении руководителей компании «Ланта-тур вояж» уголовное дело по достаточно серьезной статье УК – 159, часть 4: мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере.
Туроператоры России в один голос назвали «Ланту» козлом отпущения, на которого взваливаются все грехи недоброкачественного обслуживания, словно причина состоит исключительно в злом умысле Пучковой. Складывалось полное впечатление публичной порки. С некоторым опозданием подала голос Валентина Матвиенко. Спикер Совета Федерации предложила решить проблему с ненадежными туроператорами, выдвинув сколь интересную, столь и загадочную идею: предпринять комплекс мер, с тем чтобы не допускалось банкротство предприятий, затрагивающих интересы огромного количества граждан. Не будет ничего удивительного, если расшифровка окажется проста – усиление государственного присутствия в очередной сфере бизнеса.
Но руку помощи «Ланте» протянул сам Владимир Путин. Находясь в Тамбове, он провел встречу с Виталием Мутко и обязал министра в суточный срок вызволить из-за рубежа всех россиян, ставших жертвами банкротства туркомпании. Более того, премьер ясно дал понять, что никакого криминала в ситуации не видит. Следственный комитет тут же сдал назад и вернул в офис «Ланты» всю изъятую документацию. Она оказалась необходимой ввиду заключения между Людмилой Пучковой и госбанком ВТБ договора о кредите на сумму 7 миллионов долларов. Поскольку этот кредит направлен на спасение туристов, из этого следует, что «Ланту» берут в команду спасателей. А для юридически оформленного функционирования компании, разумеется, понадобится весь пакет документов.
«Ланта-тур вояж» отнюдь не первый банкрот на российском рынке туристических услуг. За последние два года эта участь постигла шесть крупных туроператоров: «Лужники Тревел», «Скайтур», «Эллада‑тур», «Сизонс», «Капитал Тур» и «Август». Практически во всех случаях туристы смогли получить законную компенсацию. Правда, «Август» к самой идее страхования относился легкомысленно. Все, что оставалось клиентам после его банкротства, – отправиться в ассоциацию по защите прав туристов и написать заявление в ОБЭП.
Людмила Пучкова, характеризуя происшедшее, назвала причину нынешних неприятностей – глобальный демпинг, царящий на туристическом рынке России в последние полтора года. По ее словам, вся сфера туруслуг работает в минус. Растет задолженность перед перевозчиками и контрагентами принимающей стороны. Покрывается она только из оборотных средств. Разумеется, в таких обстоятельствах туроператоры заинтересованы в кредитной карусели. Например, к концу января задолженность «Ланты» составляла 20 млн долларов, в основном перед иностранными принимающими турфирмами и отелями.
Таким образом, единственным способом хоть как-то функционировать на рынке для туроператоров остается вечный заем. В случае с «Лантой» произошел отказ в перекредитовании. Причины такой позиции, занятой «Мастер-банком», пока неясны, но результат нагляден. Руководство банка попыталось свалить все на Сбербанк, с которым якобы Людмила Пучкова связывала надежды на очередной крупный заем и который ее в итоге «кинул». В самом Сбербанке ни о чем подобном не слышали и никаких кредитов «Ланте» не обещали.
Коллеги Пучковой пребывают в недоумении: при очень схожих проблемах агония того же «Капитал Тура» растянулась на полгода. А не свершилась кинжальным ударом, как в случае с «Лантой». Ситуация, при которой внезапно все контрагенты сразу требуют от туроператора полной расплаты по долгам, мгновенно выбрасывая за грань выживания, крайне маловероятна. Вместе с тем никто не сомневается в том, что причина именно в неудачном перекредитовании.
Некоторые наблюдатели усматривают в молниеносном развитии долговой болезни «Ланты» неожиданную подоплеку. «Мастер-банк» относят к весьма политизированным финансовым структурам. СМИ нередко указывали на особый характер его отношений с федеральными властями, сообщалось о финансировании антиоппозиционных проектов. Комбинация с компанией «Ланта-тур вояж» демонстрирует эффектный политический PR. Отказ в срочно необходимом кредите, банкротство турфирмы, болезненные последствия для клиентов, широкий жест премьера, быстрое решение вопроса ко всеобщему благополучию. Заодно сделано внушительное предупреждение частному бизнесу, который готов приложить или уже прикладывает руку к оппозиционной активности. Схема показана в действии, рекомендуется подумать.