Лидер «Справедливой России» и кандидат в президенты представил состав своего будущего правительства. Если Сергей Миронов победит на президентских выборах, премьер-министром станет Оксана Дмитриева. Ее первыми заместителями Миронов видит Людмилу Швецову, Сергея Глазьева и Сергея Степашина. Произвел он и серию других виртуал-назначений. При этом сразу оговорившись, что большинство из этих людей, за исключением Оксаны Генриховны, поспешат отмежеваться. Неудивительно: слишком уж зашкаливает кадрово-политическая диалектика этой PR-акции.
Силовой блок Миронов решил поделить между представителями условно противостоящих партий. Министерство внутренних дел он поручит депутату Госдумы от СР Татьяне Москальковой. Татьяна Николаевна – генерал-майор милиции, юрист с большим стажем и опытом советской Инюрколлегии. В Президиуме Верховного Совета РСФСР занималась вопросами помилований. Два десятилетия отслужила в МВД, дойдя до заместителя правового департамента. К оперативной работе и административному руководству прямого отношения не имела, занималась правоохранительным законодательством. Первый раз баллотировалась в Думу от «Яблока», затем избралась от «Справедливой России». Входила в руководство парламентского комитета по делам СНГ. «Женщина по-другому выстроила бы структуру, к которой у нас много претензий», – считает Миронов. По всей видимости, «выстроить» в его понимании – отрегулировать законодательный регламент. Остальное приложится.
Федеральную службу безопасности в гипотетическом кабинете Дмитриевой должен возглавить другой депутат, уже от «Единой России». Владимир Васильев в прежнем думском созыве был председателем комитета по безопасности. В конце 1990-х он был заместителем министра внутренних дел, руководил главным управлением по оргпреступности. Покинул этот пост после назначения главой МВД Владимира Рушайло, связанного с Борисом Березовским. Был заместителем секретаря Совета безопасности РФ, откуда также ушел после того, как на секретарский пост передвинулся из МВД тот же Рушайло. Васильев вернулся в МВД, снова став заместителем министра. Ходили слухи, что он может возглавить ведомство, но, по тем же слухам, этому помешала близость к тогдашнему мэру Москвы. Поскольку лужковское «Отечество» к тому времени благополучно слилось с путинским «Единством», в 2003 году Васильев избрался в Думу уже от ЕР и потом дважды переизбрался. Законодательные разработки возглавленного им комитета характеризовались правовой и политической жесткостью. Вводилось понятие «террористической опасности», допускающее расширительные трактовки ситуации, рекомендовалось запрещать митинги, «финансируемые из-за рубежа» (очень актуальная мысль именно для Миронова и именно сейчас), восстановить отмененные новым УК конфискации имущества, блокировать общественное воздействие на суды.
Итак, Сергей Михайлович диалектически подходит к кадровому обеспечению силового блока. МВД передать бывшей яблочнице, ФСБ – жесткому государственнику. Первое вполне в духе идей гуманизации российской полиции, но вряд ли такое новшество было бы там переварено. Второе выглядит как своего рода жест в сторону политических оппонентов. Тоже не очень рассчитанный: с одной стороны, этим легко оттолкнуть сторонников демократической оппозиции, с другой – на взаимность симпатий в любом случае не приходится рассчитывать. Ни ЕР, ни ФСБ, ни премьера, ни самого Васильева этим предложением не привлечешь.
Мидовский портфель планируется вручить Дмитрию Рогозину. Тому самому, что назвал вчера оппозиционные митинги (к которым Миронов имеет некоторое отношение) «дрянью, поднявшейся со дна Москвы-реки» и действующей в интересах геополитических противников России. Это намерение Миронова лишний раз подчеркивает то обстоятельство, что ни внешняя политика, ни внутриполитическая тактика никогда не были сильной стороной справороссов. Добавим, что Дмитрий Рогозин традиционно считается «кремлевским проектом». Еще со времен раскола партии «Родина», которую, впрочем, по его мнению, захватили и переименовали мироновцы. Стоит ли говорить, насколько симпатизирует вице-премьер Рогозин кандидату в президенты Миронову? Добавим сюда запланированное первое вице-премьерство Сергея Глазьева – из-под которого Рогозин в свое время выводил ту самую партию. Впрочем, Сергею Юрьевичу Сергей Михайлович, надо полагать, поручит экономический блок (а Сергею Вадимовичу – Степашину – надо думать, силовой, как на излете президентства Бориса Ельцина.)
Подчиненным Глазьева в таком раскладе оказался бы Григорий Явлинский в качестве министра экономического развития. Может быть, здесь кроется расчет на умение Явлинского предлагать программы «переходного периода» (который, по мнению Миронова, переживает Россия). Но скорее всего, Миронов просто занимает компромиссную позицию по отношению к модернизационным инициативам Дмитрия Медведева. И подает соответствующий сигнал: Явлинский известен как один из руководителей общественного совета «Замодернизацию.RU». Правда, входит он туда вместе с очередным «кремлевским проектом» – Борисом Титовым. Что стреноживает совет и превращает его в почетное, но бессмысленное ристалище «перспективных предложений». Коим не суждено покинуть его стен.
Наибольшее оживление внесла бы, конечно, в мироновскую государственную верхушку пара Степашин – Навальный. Оппозиционного блогера-юриста Сергей Михайлович решил поставить на нынешнее место своего будущего силового вице-премьера. Шаг опять-таки нестандартный. В ноябре 2010 года Алексей Навальный вскрывал факты хищений в Транснефти – и схлестнулся именно со Степашиным, который «не замечал» ухода из бюджета 4 миллиардов долларов. Теперь, значит, Миронов, предлагает Навальному попробовать посчитать самому. Притом что Степашин подстраховывается более высоким постом. Глубокая диалектика…
В ряде других, менее значимых «назначений» предполагается ввести в правительство еще четырех справороссов – министрами по делам ветеранов, биоресурсов и экологии, транспорта, промышленности и торговли. Министерство здравоохранения и социального развития Миронов с Дмитриевой вообще намерены кардинально реорганизовать: разделить на медицинское и социально-трудовое. Отстранение Татьяны Голиковой, как предполагается, должно привлечь избирателей в массовом порядке. Тем более что на пост министра здравоохранения предложен не кто-то, а Леонид Рошаль.
Пожалуй, самой интересной особенностью колоды возможных назначенцев является присутствие в ней двух руководителей предвыборных штабов Владимира Путина. Людмила Швецова представляет московский штаб. Ректор Горного университета Владимир Литвиненко (под которого геофизик Миронов планирует специально создать Министерство геологии) – петербургский штаб. Этих двух фигур вполне хватило бы для выводов о независимости и принципиальной позиции кандидата Миронова. Озвученное 22 января обещание Миронова учредить «временное правительство» на срок не более двух лет на этом фоне смотрится нереалистично. При таком составе правительства двух лет у Миронова в запасе бы не оказалось.
В общем, теневой кабинет Миронова поистине впечатляет. Осталось, по известному выражению, «уговорить Ротшильда». Даже не избирателей – для начала хотя бы самих кандидатов в вице-премьеры и министры. Пока лишь Оксана Дмитриева однозначно соглашается стать премьером.