В нынешнем митинговом громе казенно-канцелярская новость об отставке руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом привлекла не много внимания. Между тем это важное событие, чреватое существенными последствиями. Хотя Юрия Петрова не следует путать с его тезкой-однофамильцем – близким соратником Бориса Ельцина и первым главой администрации президента РФ. Да и нынешнее Росимущество – далеко не всемогущий ГКИ чубайсовских времен.
Министерство государственного имущества РФ, происходящее от Государственного комитета по управлению государственным имуществом начала 1990-х, было преобразовано в федеральное агентство более семи лет назад. Структурно Росимущество отнесено к ведению Минэкономразвития. Формально его функции более чем масштабны: государственная политика в имущественной сфере, владение и управление госсобственностью. Но реально данное ведомство занималось более всего учетной стороной, формируя реестр федерального имущества. Заметна его роль также в ситуациях имущественных споров и банкротств. Существенно положение Росимущества как главного акционера таких крупнейших госструктур, как Роснефть и ВТБ.
Однако в обозримые сроки можно было ожидать постепенного усиления Росимущества и расширения его прерогатив. Эта перспектива связана с очередной волной приватизации, запланированной на ближайшие годы. У многих еще в памяти, сколь велика была не только экономическая, но и политическая роль ГКИ 1992–1994 годов, возглавляемого Анатолием Чубайсом. Такого ренессанса имущественному ведомству, конечно, не предстоит. Но значение и влияние должно повыситься. По крайней мере временно, особенно на переходный этап при приватизации ВТБ и Роснефти.
64-летний петербуржец Юрий Петров не имел отношения к легендарному ГКИ. В те времена он занимался юридической практикой, был известным юрисконсультом и адвокатом, доцентом юрфака СПбГУ. В Москву он перебрался в начале 2000-х, возглавив правовое управление Российского фонда федерального имущества (РФФИ) – правительственной структуры, управлявшей продажами приватизируемого госимущества. С 2004 по 2008 год возглавлял РФФИ, вначале в качестве и. о., затем полноправным председателем.
В августе 2008 года РФФИ был упразднен распоряжением премьер-министра Путина. Двумя месяцами раньше Юрий Петров был назначен руководителем Росимущества, одновременно став членом совета директоров Роснефти. Пост заместителя председателя нефтяной госкомпании Петрову пришлось покинуть в сентябре – в порядке выполнения президентской установки на отделение чиновничества от коммерческой сферы.
Предполагается, что Юрий Петров станет теперь депутатом Госдумы от «Единой России» (избран по петербургскому списку). По всей видимости, он претендует на руководство парламентским комитетом по собственности. На руководстве Росимущества его временно заменяет Глеб Никитин, но станет ли он из и. о. постоянным главой ведомства, ясности пока нет. Явная конкуренция за этот пост косвенно свидетельствует о вышеобрисованных перспективах агентства.
Комментарии по поводу перехода Юрия Петрова из Росимущества в Госдуму фиксируются на специфической стороне – коррупционных скандалах. В федеральном агентстве по указанию президента идет комплексная проверка – «на предмет эффективности управления федеральной собственностью». Инспекция уже заинтересовалась некоторыми конкретными эпизодами. Например, слишком упрощенной процедурой банкротства Федерального центра логистики, контрактом на автотранспортное обслуживание Росимущества (120-миллионное превышение), неэффективностью сдачи в аренду ведомственных земельных участков, скандалом вокруг здания Института микроэкономики, которое заместитель Петрова пытался передать некому коммерсанту с помощью подложного поручения.
Вообще контролерам есть чем заняться в Росимуществе. Много говорится о противозаконной сдаче госактивов в аренду по заниженным официальным ценам, но завышенным неформальным откатам. Юрию Петрову приписывается как минимум попустительство – и отмечается своевременность приобретения депутатской неприкосновенности.