Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации получила нового председателя. Несмотря на общеполитический фон, сложившийся в стране после выборов 4 декабря, этот пост занял представитель «Единой России». Хотя не в этом главная политическая характеристика Сергея Нарышкина. До последнего времени он возглавлял Администрацию президента РФ.
Кандидатуру Нарышкина поддержали 238 депутатов. Против голосовали 88. Преимущество внушительное, но Нарышкин избран голосами исключительно своей фракции. Коммунисты, ЛДПР и «Справедливая Россия» выдвигали собственных претендентов. От ЛДПР спикером готов был стать лично Владимир Жириновский. СР предложила Сергея Миронова. КПРФ – зампреда ЦК Ивана Мельникова. (Жириновский и Мельников в прежнем составе Думы являлись вице-спикерами.) Надо отметить, что все трое конкурентов Нарышкина продемонстрировали неплохие результаты, не так уж от него отстав: Миронов получил 203 голоса, Жириновский – 204, Мельников – 208. Но преодолеть барьер в 226 голосов удалось лишь единороссу. Собственно, для того и педалировалась думская кампания ЕР – известными методами и с известными последствиями.
Председательство в Думе смотрится либо как должностное понижение (в политической системе РФ высокий пост в исполнительной власти по определению предпочтительнее любого парламентского), либо как переброска на сложный участок политической борьбы. Первая мотивация не требует комментариев. Вторая свидетельствует о доверии к сильной политической фигуре.
Президентская администрация являет собой важный властно-политический феномен. Она была учреждена еще в РСФСР, одним из первых политических решений первого президента. Формально задуманная как орган делопроизводства и аналитический центр, АП длительное время сравнивалась с политбюро ЦК КПСС – столь велики были ее реальные прерогативы. В 1990-х именно здесь периодически находился основной управленческий центр, вырабатывавший ключевые решения для правительства и региональных властей. Главы администрации были сильными и могущественными политиками. Особенно это относится к таким деятелям, как Юрий Петров, Анатолий Чубайс и Александр Волошин, в разное время находившимся на этом посту. Не очень уступали им Сергей Филатов или Николай Егоров.
В 2000-х годах администрация президента стала менее публичной структурой, но сохранила влияние и властные рычаги. Достаточно напомнить, что курирование политических процессов все это время осуществлял в АП Владислав Сурков, а его коллегой более десятилетия являлся Игорь Сечин. Другое дело, что именно эти заместители смотрелись реальными руководителями АП. Тогда как официальные главы администрации находились скорее на втором плане. Такое впечатление производил и Сергей Нарышкин. Хотя один из его предшественников стал впоследствии мэром столицы, а другой и вовсе президентом страны.
Организация успеха на парламентских выборах – традиционная задача АП. В 2003 и 2007 годах это удавалось без экстремальных усилий. В ельцинские годы эту задачу смог решить лишь Александр Волошин в 1999-м. Декабрьский результат можно оценить в лучшем случае двояко. Поэтому переход Сергея Нарышкина на парламент смотрится неоднозначно. То ли в ознаменование заслуг – ЕР ведь получила большинство. То ли в качестве шанса исправить недоработки – известно, как ЕР свое большинство получила и во что это вылилось.
Избраны и заместители нового председателя. Первыми вице-спикерами стали единоросс Александр Жуков (известный финансовый специалист) и коммунист Иван Мельников (в Думе занимается проблематикой системы образования). От ЕР вице-спикерами стали также Андрей Воробьев, Олег Морозов, Сергей Неверов и Людмила Швецова. Компанию им составят от СР – Николай Левичев и от ЛДПР – сын исторического лидера партии Игорь Лебедев.
В первом своем выступлении Нарышкин попытался разрушить сложившийся образ депутата от «Единой России»: «Мое твердое убеждение в том, что парламент – это место для самых серьезных и конкретных дискуссий». Он подчеркнул, что большинство ЕР ни в коей мере не означает претензий на политическую монополию, и пообещал учитывать позиции всех фракций, мнения всех депутатов. Анонсирован постоянный межпартийный диалог. Иначе говоря, в Думу принесены новые веяния. Неизвестно, правда, насколько оппозиция оценит новый облик партии власти. Ясно ведь, насколько вынужденно сменились эти черты.