В нашей стране много талантливых бизнесменов и технологов-инноваторов. Но чем больше инновационных проектов, тем острее встает вопрос об оформлении патентов. Процедурные формальности превращаются в серьезный тормоз инновационного и высокотехнологичного предпринимательства. Об этом подробно рассказал инвестиционный управляющий ООО «Фонд посевных инвестиций РВК» Андрей Калинин на заседании «Практический консалтинг: схемы и механизмы венчурного инвестирования» в рамках форума «Инновации и технологические цепочки нового поколения: новые форматы молодежного технологического предпринимательства». Мероприятие состоялось недавно в Ресурсном центре СПбГПУ.
Начать с того, что оформление патента в РФ негативно сказывается на продвижении бренда за рубежом. Подрываются и авторские права. Особенно это касается рынка платформ для роботов. Смоделируем ситуацию. Авторы запатентовали свою разработку и представили заявку в России. Но за данной процедурой наблюдает и заграница. Новое изобретение беспрепятственно копируется и спокойно продается в любой стране. Создатели проекта об этом могут даже не информироваться. Российские изобретатели понесут огромные убытки. Инноватор должен сам выходить на мировой рынок и самостоятельно лоббировать свое же изобретение, если не хочет безвозвратно его потерять.
Другая проблема – высокая цена патента. Если изобретатель из России решит официально от своего имени вывести, скажем, на китайский рынок какой-то продукт, ему придется заплатить 5–10 тысяч долларов. Еще столько же в Японии. Плюс та же сумма в Англии, Франции и так далее. Иначе говоря, чем сильнее хочешь помочь человечеству, тем дороже это обойдется. Далее – затяжные сроки оформления. Сегодня рассмотрение проектов более-менее автоматизировано и несколько ускорено. Но все же с момента подачи заявки до момента официальной публикации патента проходит до 18 (!) месяцев. За это время кто-то предприимчивый и морально незакомплексованный запросто может скопировать и запатентовать изобретение у себя на родине как собственное.
Однако некоторые специалисты не видят во всем вышеизложенном непреодолимой проблемы. Если дело касается тех же платформ для роботов, то копировать их будут далеко не везде (для большей части мира высокие технологии еще не стали особо актуальны). Что касается дороговизны оформления патента за рубежом, то таковы законы бизнеса – в России патент для иностранца тоже не будет бесплатным. В любом государстве за эту сделку взимается пошлина. По срокам все зависит от подающего заявку: необходимо очень внимательно относиться к процессу сбора документов. Если все сделать правильно, особой затяжки не будет. Следует учитывать, что эти сроки бывают разными в зависимости от характера изобретения.
Впрочем, проблематика международного характера – далеко не единственная и, пожалуй, не самая сложная. Совсем непросто делать бизнес и в России – если партнером выступает государство. Предположим, бизнесмен получил бюджетные средства на какую-либо разработку. Все права на новый проект в этом случае переходят к государству. Если же проект разработан, бизнесмен не имеет прав на дополнительные государственные инвестиции в реализацию: хочешь госфинансирования – изобретай заново. Конечно, частная компания может обойтись собственными инвестиционными ресурсами. Для этого, однако, надо очень уж верить в свое изобретение.
Готовность частных инвесторов к вложениям, по словам Андрея Калинина, есть самая объективная и надежная экспертиза инновационного бизнес-проекта. Однако здесь нельзя говорить об узкой, односторонней оценке предложенного изобретателем плана. Нужен взгляд на изобретение не только инвестора в лице государства или частника, но и технологического разработчика. Ведь не только эффективные инновации предлагаются к продвижению на рынок. Многие авторы продают проекты-полуфабрикаты, рассчитывая выручить деньги, что называется, за идею. А дальше пусть другие доводят их замысел до ума.
Важен аспект сотрудничества бизнеса и науки. Нужно как можно более широкое оповещение о действительно интересных проектах. Или обратный вариант: экспертиза отрезвляющего характера. Пример – проект выведения на рынок портативного 3D-принтера для изготовления и распечатывания различных деталей. «Фонд посевных инвестиций» считает его бесперспективным: кого, кроме любителей конструкторов, заинтересует такая вещь? Однако, по словам разработчика Романа Жукова, другой его проект – «Робот-пушка для пейнтбола» – понравился руководителям одного из центров в Москве. Преимущество над аналогичной американской разработкой в том, что к нему не требуется докупать дорогостоящее оборудование. Загвоздка лишь в стоимости – 600 тысяч рублей…
В общем, проблемы налицо. Бизнесмены их решают. Эксперты чем могут помогают. В частности, обсуждениями на региональных и всероссийских форумах.