Политические события недели – думские выборы и протесты оппозиции, спровоцированные объявленными итогами, – заслонили не менее серьезные симптомы экономического характера. Между тем президент России подписал закон, продлевающий до 2014 года антикризисные полномочия Центробанка и Агентства по страхованию вкладов. Власти явно настраиваются на затяжной кризис. На «тихую гавань», в отличие от 2008 года, надежды, похоже, отпали.

Лакмусовая бумажка – состояние валютного рынка. Мы пока не имеем четкого представления о динамике спроса на наличную валюту после 4 декабря. Ежемесячные обзоры ЦБ издаются с месячным лагом. Последние данные опубликованы только по октябрю. Ситуация была скорее спокойной – население тогда приобрело либо сняло со счетов средства в иностранной валюте на 7,7 млрд в долларовом исчислении (даже чуть меньше, нежели в предыдущем месяце). Вместе с тем спрос на американскую валюту достиг максимальных значений за последние три года. Он вернулся к показателям конца 2008 – начала 2009 года. В октябре это отражало не столько внутренние процессы, сколько восприятие в России «широко разрекламированного» европейского финансового кризиса, подорвавшего доверие к евро. Можно констатировать, что, вопреки распространенным в массовом сознании представлениям о критическом состоянии доллара, экономически искушенная часть населения рассуждает иначе.

Более тревожна – и более завязана на российскую внутреннюю политику – ситуация с оттоком капиталов. И. о. министра финансов РФ Антон Силуанов называет по итогам года более $85 млрд (по состоянию на ноябрь – $65 млрд). Wall Street Journal прогнозирует ускорение процесса. Ответственность возлагается на европейские банки и «российских богачей». Первые выводят капиталы в связи со своими проблемами. Зато вторые, по мнению Силуанова, встревожены перспективой кадровых перестановок в правительстве – уже анонсированных Владимиром Путиным на послемартовский период. Такое вот многоэтапное эхо 4 декабря: протестное голосование против «Единой России» – сокращение представительства партии власти в Госдуме – вероятность персональных оргвыводов – обеспокоенность хозяйствующих субъектов за своих правительственных партнеров – массированный вывод средств за рубеж с соответствующими последствиями для российской экономики.

Компетентные наблюдатели прямо увязывают пессимистические прогнозы с нарастанием (буквально день ото дня) политической и особенно административной нестабильности. Характерно мнение главного экономиста BNP Paribas в Москве Юлии Цепляевой: «Люди в данный момент не представляют, с кем из чиновников придется иметь дело в следующем году. Если вы бизнесмен, действующий на основании определенных соглашений с конкретным бюрократом, это отсутствие ясности может заставить выводить капитал за рубеж». Ярче проиллюстрировать экономическое влияние коррупции было бы затруднительно. Пугает, оказывается, не состояние законодательства, даже не (гипотетические) риски от смены политических сил у власти, а «всего-навсего» опасность обрыва устойчивых коррупционных связей.

Власти срочно ориентируются в резко изменившейся обстановке. Ужесточение тональности в отношениях с бизнес-элитой происходит на глазах. Первое яркое проявление – стремительное урегулирование застарелых ситуаций на Богословском алюминиевом и Таганрогском автомобильном заводах. Предприятия, перспективы которых только что были более чем проблематичны, спасены двумя росчерками пера. Об этом сообщил лично премьер. Тут же обратившись к банкирам, которым придётся поддерживать производства: «Прошу не плакать, не говорить, что вам выкручивают руки. С вас не убудет». Олег Дерипаска, которому придётся сохранить в системе «Русала» убыточный Богословский АЗ, заодно приобретает у Виктора Вексельберга Богословскую ТЭЦ. Но это детали. Публично звучит «не плачьте, с вас не убудет» — адресованное «загребущим банкирам», которых власть ставит на место.

Тем временем экспертная комиссия правительства РФ подготовила корректировки в бюджетные приоритеты до 2020 года. Первый и главный тезис – серьёзное перераспределение расходов с оборонного направления на социальное. Таким образом, носителем милитаристской тенденции оказывается действующий президент с его совсем недавней военно-расходной программой, а тенденцию социальную – противостоящую алчным магнатам и чиновным «ястребам» — представляет президент бывший и будущий…

Как бы то ни было, экономические последствия валютно-финансовой лихорадки опасны независимо от причин и политических манёвров. Wall Street Journal указывает, что даже при исторически максимальных ценах на нефть рубль обесценился на 15%. Ускоряющееся бегство капиталов будет и дальше обваливать курс российской валюты. Пессимистично реагирует и биржа: падение индексов на площадках Российской торговой системы и Московской межбанковской валютной биржи началось вечером во вторник, пробив психологически важный уровень в 1500 пунктов, и продолжилось вчера. Проблема не только в ситуации на европейских рынках (хотя это, видимо, главный фактор), но и в продолжающихся выступлениях оппозиции и их жестком подавлении. По той же причине отложено Внешэкономбанком размещение выпуска пятилетних евробондов. Книга заявок была уже сформирована на миллиард долларов – после чего инвесторы встали в очередь на отзыв. Именно из-за уличных волнений в Москве, приведших к рекордному падению индексов на российских фондовых площадках.

В соседней Белоруссии выборы 19 декабря 2010 года и жесткое подавление последовавших протестов вызвали серьезнейший за всю историю страны экономический кризис. Выяснилось, что высокий процент, отданный или «нарисованный» за Александра Лукашенко, вовсе не подкреплен доверием к национальной валюте. Российский случай если чем-то и отличается, то значительно меньшей электоральной поддержкой власти, нежели в Белоруссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *