«Бывают странные сближенья…» Вот покритиковал экс-мэр Москвы Юрий Лужков президента России Дмитрия Медведева — и получил повестку в следственный департамент МВД. Естественно, не за критику, как можно, а в связи с тянущимся вот уже более полугода уголовным делом о хищениях в Банке Москвы. Люди, искушённые в логике, конечно, вправе указать, что силлогизм «после этого – значит, вследствие этого» является одной из самых распространённых логических ошибок. И будут «тоже правы», как говорится в известном анекдоте.

Беседа Юрия Лужкова с корреспондентом Радио «Свобода», приуроченная к годовщине назначения мэром Сергея Собянина, была посвящена скорее сведению морально-политических счётов с бывшим своим окружением. Характерно название проекта, в рамках которого она проводилась: «История предательства». Но в эфир пока что вышла небольшая часть беседы, где изрядно достаётся «Единой России» (одним из лидеров которой с момента основания был Лужков), и нельзя сказать, что не за дело. А так же дана нелестная оценка действующему президенту, в том числе и на перспективу: «Предложения по премьерству (я имею в виду премьерство Медведева) для России будет таким же драматически отрицательным, как и нынешнее президентство Медведева. Медведев не готов к решению задач управления страной на высшем государственном уровне. Это касается должности не только президента, но и премьера. Медведев как премьер будет очень слаб», — характеристика прозвучала, как видим, однозначная. Другой вопрос, что те проблемы, нерешённость которых бывший мэр ставит в виду будущему премьеру — сырьевая ориентация экономики, деградация сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности — носят системный характер. Наивно предъявлять их одному конкретному человеку, пусть даже главе государства. Иначе можно представить, сколько московских проблем будут записаны в негатив самого Лужкова. Собственно, так и делается.

Ничего экстраординарного, чего российские граждане ещё не говорили «на кухнях и в курилках», произнесено не было. Тем не менее, сам Юрий Михайлович, видимо, убеждён в обратном: «У меня есть очень веские основания полагать, что этот вызов (на допрос – П.К.) имеет политическую подоплёку и связан с моим интервью радиостанции «Свобода».

Действительно, наши политические нравы таковы, что почти никогда нельзя уверенно сказать, являются ли следственные действия, даже обоснованные, лишь строгим следованием нормам УПК. С другой стороны, и изрядная часть наших должностных лиц вполне подпадает под известное высказывание генералиссимуса Суворова про интендантов. А с третьей – даже если представить, что лицо, посягающее на критику власти, перед законом абсолютно чисто и прозрачно, это никаких гарантий от уголовного преследования не даёт. Для таких случаев существуют хорошо освоенные и отработанные методики.

На самом деле неясен даже статус приглашения и того действия, которое планируется осуществить в отношении экс-мэра. Сам он говорит про «повестку» и «допрос» (правда, с уточнением, что «узнал из СМИ», и «повестку на руки ещё не получал»). Адвокат Алексей Мельников уточняет, что «речь о допросе пока не идёт, это будет беседа» (более того, не ясно даже, о каком деле будет идти речь). Такого рода «беседы», не имеющие какого бы то ни было процессуального статуса, действительно очень любимы нашими правоохранительными органами как мера предварительного психологического давления. А также получения информации, которая непосредственно в дело включена быть не может, но используется затем уже при официальных допросах.

Юрий Лужков на вызов вчера не явился по простой причине – читает лекции за границей. Но, ссылаясь на свою (вот уж действительно всем известную) законопослушность, обещает, что как только, так сразу. Так и подмывает дать экс-мэру и его адвокату старый, ещё советских времён правозащитный совет: идите только по официальной, вручённой под расписку, повестке, содержащей чёткое указание, в качестве кого вас вызывают. И не ходите ни на какие «беседы». Но адвокаты у Ю.Лужкова, можно надеяться, сами грамотные.

Суть же дела, которое, вероятнее всего, является причиной вызова, состоит в следующем. По версии следствия, Банк Москвы, подконтрольный в то время городскому правительству, выдал кредит в 13 миллиардов рублей достаточно сомнительной фирме «Премьер Эстейт» (до получения кредита существовала аж 3 месяца, обладая уставным капиталом в целых 10 тысяч рублей). Причём без какого бы то ни было обеспечения. Предполагается, что в конечном счёте эти деньги оказались на личных счетах супруги мэра Елены Батуриной.

Лужков – трудно бы ожидать иного — категорически отрицает уголовное содержание в данной истории. Особо он напирает на то, что в результате Банк Москвы — весной этого года перешедший под контроль ВТБ — получил 58 гектаров московской земли, стоящей существенно больше 13 миллиардов. Напомним, что бывшие руководители Банка Москвы, находящиеся под виртуальным арестом, скрылись туда, откуда «выдачи нет». Не на Дон, естественно, а в Лондон. Возможно, и гипотетические следственные действия в отношении мэра Москвы имеют основной целью отправить его туда же. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *