Отставка вице-премьера и министра финансов спровоцировала активизацию политической оппозиции. Учитывая либерально-монетаристское реноме Алексея Кудрина, это вполне объяснимо. Логично и то, что первыми свое видение дальнейшего развития российской экономики высказали коммунисты. За ними последовали СР и ЛДПР, но характерно, что расплывчатые тезисы «новых социалистов» и лапидарные посулы «либерал-демократов» в принципе мало отличились от установок КПРФ.
Коммунистическая партия изложила параметры собственной антикризисной программы. Во главу угла коммунисты ставят национализацию добывающей отрасли, прежде всего нефтегазовой. Объясняют они это просто – в ходе нынешнего кризиса Россию спасли нефтедоллары. Не будь их, госбанкротство оказалось бы неминуемым. Но добывающие мощности по-прежнему находятся в частных руках. Либо в государственных, но всё равно не тех. Отсюда риски на будущее. Короче, всё должно быть под контролем.
Фракция КПРФ в Госдуме уже внесла законопроект «О порядке обращения в государственную собственность имущества юридических и физических лиц, приватизированного в процессе приватизации». Правда, в нём нет ни слова о национализации (по действующей Конституции она возможна только при предварительном и полном возмещении национализируемого имущества). Однако смысл инициативы понятен. Помимо национализации добывающей промышленности и базовых отраслей экономики, коммунисты предлагают «возродить» машиностроение, авиа- и судостроение, легкую промышленность. «Возродить» через массированные государственные инвестиции. Которые также являются одним из инструментов национализации.
Коммунисты упрекают нефте- и газодобытчиков в нежелании инвестировать в разведку и освоение новых месторождений. И это несмотря на высокую рентабельность отрасли — избыточные доходы от добывающей промышленности составляют не менее 3,5 триллиона рублей. Досталось от коммунистов и банкирам: «Нынешняя система кредитования через коммерческие банки просто кабальная. При ставке рефинансирования ЦБ в 8,2 процента кредиты предприятиям выдаются под 24-26 процентов», — уверяют авторы программы и предлагают либо сократить число коммерческих банков, либо, что для них предпочтительнее, оставить только государственные. Недостаток же кредитных ресурсов коммунисты намерены восполнить, остановив отток капитала из страны. В КПРФ просчитали, что в результате бюджет пополнится на 50 миллиардов долларов. Механизм «затыкания дыры» они не прорисовывают, но по умолчанию в силу авторства очевидно, что речь идёт об административных запретах.
Налогообложение – отдельная тема, на которой всегда можно нажить политический капитал. Ведь всем понятно, что плоская налоговая шкала, когда 13 процентов подоходного платят и богатые, и бедные, несправедлива. Темы упразднения налога на добавленную стоимость, сокращения единого социального налога и отмены налога на имущество предприятий муссируется уже давно. Причина — эти налоги только повышают цену готовой продукции, делают ее неконкурентоспособной. Так что на этом поле можно набрать предвыборные очки.
Другой разговор, какими методами коммунисты собираются реализовывать эти идеи. Пока дело ограничивается дежурными заклинаниями о дикой политике недоумков у власти, способных только на личное обогащение путем откровенного воровства, ведущего страну к тотальному коллапсу. «В этой связи программа вывода страны из кризиса, разработанная КПРФ, становится единственно возможным путем к возрождению России», — скромно заявляют наследники Ленина-Сталина-Брежнева.
Но они, что ни говори, нечто всё-таки предлагают. В общем-то, примерно то, чего от них и следовало ожидать. Другие же участники предвыборной гонки – «справедливороссы» и ЛДПР – пока отмалчиваются. Первые напоминают, что в мировых рейтингах экономического развития Россия по разным классификациям находится где-то между 61-м и 77 местом, по уровню жизни населения — между 105-м и 111-м, по уровню экономической свободы и воздействия коррупции на экономику наша страна занимает 134 строку. Далее следуют призывы перейти от режима ресурсоемкого роста к инновационному типу развития, подчинить стратегию экономического развития социальным приоритетам… Кто бы возражал.
У жириновцев ещё проще: ремейк полномасштабной индустриализации, восстановление загубленной в 1990-е годы промышленности, списание долгов сельскохозпроизводителей. Что касается природной ренты, то прибыль от продажи природных ресурсов должна распределяться между всеми гражданами, а не между горсткой олигархов. Цитата из программы: «Власти потворствуют росту цены на бензин, ЛДПР снизит их до 20 рублей за литр». Популизм, тем не менее регулярно обеспечивающий этой партии искомые проценты.
Но не поторопились ли коммунисты, равно как и СР с ЛДПР, «делить шкуру» Кудрина? Антон Силуанов, быть может, не обладает мощью экс-вице-премьера, однако уверяет, что Минфин и продолжит его политику. Например, он отметил, что под его руководством будет и впредь обеспечиваться макроэкономическая стабильность и снижаться риски исполнения бюджета РФ. «Мы не должны увеличивать расходы, увеличивать дефицит без соответствующих источников доходов», — заявил новый министр финансов. Такие установки нестыкуемы с массированными госиснвестициями, снижением налогов или замораживанием цен на бензин. Кстати, именно о бюджетных рисках, особенно в оборонной и социальной сферах, говорил Алексей Кудрин.
Антон Силуанов похож пока на временную фигуру. Однако возглавивший финансовый блок вице-премьер Игорь Шувалов своего подчинённого поправлять не стал. О чём-то это говорит.