Антимонопольные органы Евросоюза провели позавчера серию проверок в дочерних структурах «Газпрома». Эти акции осуществлялись в порядке расследования возможных нарушений правил конкуренции. Заметим – не реально выявленных, а потенциально возможных. Такая перспектива, даже чисто теоретическая, рассматривается как совершенно недопустимая. Кто-то видит суть в противоборстве газотранспортных проектов. А кто-то – вовсе в глубинном идеологическом конфликте между левыми евроинтеграторами и правыми сторонниками национальных суверенитетов.

Представители Европейской комиссии осматривали офисы Gazprom Germania в Германии и Vemex в Чехии. Обыскам подверглись также помещения фирм, взаимодействующих с российским газовым концерном. Своеобразная облава прокатилась по десятку европейских государств. Известно, что антимонопольщики побывали в немецких E.ON Ruhrgas и RWE, австрийской OMV, польской PGNiG. Все они занимаются добычей и реализацией природного газа.

Еврокомиссия объяснила предпринятые действия подозрениями, что эти предприятия могут нарушать нормы свободной конкуренции. Или – того лучше — что они располагают информацией о действиях либо замыслах подобного рода. Предположения касаются контрактов на поставки газа в центрально- и восточноевропейских странах. Главным фигурантом по определению является «Газпром». Европейские компании способны войти в ценовой сговор с российской, договориться о разделе рынка, совместно определить круг допуска к газотранспортной сети. Потребители могут целенаправленно отсекаться от поставщиков, не принадлежащих к неформальному картелю «Газпрома» и партнёров». В таких обстоятельствах несложно манипулировать ценами в сторону завышения.

Разумеется, всё это идёт вразрез с официально декларируемыми принципами единого энергетического еврорынка – свободными энергопотоками, диверсифицированными энергоисточниками, стимулированием конкуренции. «Антимонопольное законодательство ЕС запрещает злоупотребление доминирующим положением на рынке и дискриминационные действия», — отмечается в специальном заявлении Еврокомиссии. В то же время бросается в глаза, с какой лёгкостью европейские компетентные органы подозревают свои крупнейшие компании в нарушении законодательства и сколь безоглядно принимают меры. Хотя формально оговаривается, что «факт проверки не означает виновности», наблюдатели уже обсуждают размеры штрафов, платить которые предстоит прежде всего германским газовикам.

Впрочем, возможные нарушения европейских антимонопольных принципов не всем кажутся реальной причиной проведённых проверок. Происшедшее связывается с глобальным противостоянием газотранспортных проектов «Южный поток» и Nabucco. Первый инициируется Россией – по дну Чёрного моря через Болгарию в Италию, Австрию, Францию, Германию. Второй воспринимается как альтернатива, позволяющая снизить энергетическую зависимость Европы от российских поставок – из Туркмении через Азербайджан в те же Германию и Австрию. Выбор между проектами регулярно раскачивается в зависимости от ряда факторов, отнюдь не только технических и коммерческих. Политические зигзаги внутри стран и в отношениях между ними имеют как минимум не меньшее значение.

Еврокомиссия превратилась в орган, лоббирующий Nabucco в противовес «Южному потоку». Комиссар Гюнтер Эттингер, курирующий данное направление, рекомендует Москве «не мешать» поиску вариантов южного газового коридора — иначе будет подорвано доверие к российским поставкам вообще. «Чтобы диверсифицировать источники поставок, нужно иметь газ», — отреагировал «Газпром» устами заместителя председателя правления Александра Медведева. «Мы никакого злорадства не испытываем», — посчитал он нужным добавить. Когда на словесные предупреждения следуют подобные ответы, начинается поиск иных способов внушения, представляющихся более действенными. Например, обысков для предотвращения возможности нарушений. 

Но есть ещё одна, мало кем отмеченная, сторона дела. По некоторым оценкам, борьба между приверженцами «Южного потока» и Nabucco парадоксально отражает глубинный ценностный конфликт. План Nabucco близок либерально-социалистическим идеологам европейского единства. Взаимодействие с «Газпромом» выгодно европейским правым. Связи с Россией для них есть своеобразная политическая диверсификация, дающая определённую степень независимости от наднациональной евробюрократии. Проводниками первой тенденции выступают органы ЕС, прежде всего Еврокомиссия. Вторую отчасти представляют национальные государственные власти, но в гораздо большей степени – компании, вроде тех, что приняли в своих офисах комиссаров с проверками. Так рутинные обыски-штрафы могут оказаться следствием идейной борьбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *