Президент США обнародовал новый социально-экономический проект. И тут же был припечатан «поджигателем войны». Правда, не мировой, а внутренней американской, и ярлык достался не от советского агитпропа, а от республиканской оппозиции. Консерваторы считают план увеличения налогов с корпораций и самых обеспеченных граждан провокацией классовой розни, глубоко чуждой Америке.
«Вашингтон должен жить по средствам», — в который раз озвучил Барак Обама. Государственные расходы в ближайшие 10 лет предлагается урезать на $3 трлн. Триллион с лишним принесёт постепенный – растянутый на десятилетие — вывод войск из Афганистана и Ирака. $320 млрд придётся сэкономить на социальных программах медпомощи. Здесь продуманы страховочные меры – до 90% покроет снижение стоимости услуг. Таким образом, малоимущих, охваченных государственным здравоохранением, без помощи не оставят. А там вступит в действие главное достижение Обамы – обязательное медстрахование. Экономия в $430 млрд ожидается от ускоренного обслуживания госдолга, позволяющего перейти на сниженные процентные ставки. Запланирован и ещё ряд сокращений расходных статей.
Всему этому республиканцы должны бы только аплодировать. Одна из фундаментальных установок американского консерватизма: «Меньше правительства в бизнесе!» Но президент-демократ инициирует бюджетные урезания в пакетной связке с ростом налогов. Причём не всеобщим, а социально-выборочным. Метод увеличения сборов – не столько прямое повышение ставок, сколько отмена льгот по обложению.
«Без налоговой реформы сокращения теряют смысл. Никто не хочет повышения налогов, и я в том числе. Но мы не можем допустить, чтобы наиболее богатые американцы продолжали пользоваться льготами», — сказал Обама. Налоговые новации должны принести бюджету $1,5 трлн. Заплатить их предстоит корпорациям как юрлицам и самым богатым гражданам как лицам физическим. Особо выделена категория американцев с заработками от $1 млн в год. Им предложено проявить наибольшую сознательность и ответственность. Подобно миллиардеру Уоррену Баффету, другу и единомышленнику Обамы.
Президент откровенно ставит на популизм: платить должны богатые, а не беднота (с которой и нечего взять), но – и не средний класс. Не работяги-«рэднеки», составляющие костяк американского общества. В ущемлении интересов мелкого предпринимательства, среднего бизнеса и наёмных работников было уязвимое место прежних проектов Обамы. Республиканцы всякий раз наносили безотбойный удар: не позволим содержать бездельника за счёт того, кто работает! Простой американец не будет отдавать заработанное вашингтонскому бюрократу! Помни, Обама — здесь Америка, а не «евросовок»! И Обама этому внял.
Администрация сохраняет налоговые льготы для граждан с годовым доходом $200 тыс и семей с $250 тыс. Увеличение нагрузки предлагается начать с миллионеров. Причём президент упирает именно на защиту интересов среднего класса: «Неприемлемо, когда секретарша Баффета платит больше, чем сам Баффет». Термином «правило Баффета» вообще назван вносимый законопроект. Президент явно прикрывается мощным авторитетом одного из ведущих американских инвесторов, который поддерживает идею дополнительного обложения сверхдоходов – на деле, начиная со своих.
Республиканские оппоненты Белого Дома предстают теперь защитниками не «простого рэднека», а миллионера, льготами которого возмущается миллиардер Баффет. Впрочем, это их не смущает. Бизнес в Америке считается общественным служением, крупный собственник эффективно наращивает богатство страны. «Массированное увеличение налогов и выдуманные сбережения не ведут ни к экономическом росту, ни к увеличению количества рабочих мест, ни даже к значимому сокращению дефицита федерального бюджета», — отрезал республиканский сенатор Митч Макконнелл. В сенате республиканцы сейчас в меньшинстве, хотя их почти половина. Но палату представителей оппозиция контролирует. Председательствует там Джон Бейнер, представляющий не просто республиканскую партию, но её традиционно-консервативное крыло. Тех, для кого финансовые балансы и низкие налоги стоят на первом месте в политике.
Республиканцы упёрто отстаивают послабления, которых начинают стесняться сами богачи. Под угрозой блокирования в конгрессе ряда принципиальных международных актов Обама пошёл ещё на одну уступку. Налоговые льготы для 3%-ного слоя самых богатых американцев администрация готова продлить на два года, тогда как для среднего класса они конституируются как постоянные. Платформа для компромисса предложена. Если же традиционалисты посчитают и такие условия «подрывающими основы», Обаме останется действительно лишь «разжигать классовую рознь». Например, апеллировать к массам в духе «решайте сами, кому платить: вам или миллионерам?» Кстати, при таком раскладе Обама нашёл бы неожиданных союзников – самых крайних республиканцев, социальных консерваторов, «чаепитников», праворадикалов. В этой среде миллиардеров любят немногим больше, чем вашингтонских бюрократов.

