Вице-премьера и министра финансов России Алексея Кудрина трудно охарактеризовать по критерию публичности. Под свет юпитеров он явно не рвётся. Но и от аудитории не скрывается, от вопросов не уходит, объясняться с обществом готов Выступления его звучат веско, каждое становится событием медийного поля. Так и на этот раз, при интервью агентству Reuters. Хотя озвученные проблемы и позиции откровением не звучали.

Известно, что минфиновская команда Кудрина с конца прошлого года более или менее открыто противоборствует с Минэкономразвития. Основа противостояния традиционна для ведомств, одно из которых ориентировано на поддержание бюджетных балансов, другое на стимулирование роста. Утрированно говоря, финансисты заботятся о снижении затрат, экономисты о подгоне темпов. В нашем случае острота противоречий доходит до открытой полемики между министерствами. На исходе 2010-го Алексей Кудрин обнародовал свои претензии к «Стратегии-2020», предполагающей иновационный вариант развития экономики, несмотря на дефицит бюджета.
Новый этап межминистерского противостояния открылся в феврале по итогам личной беседы Кудирна с премьер-министром. Минфину удалось отклонить исходивший от Минэкономразвития вариант «Стратегии-2030» и отправить на доработку с целью корректировки бюджетных параметров в направлении бездефицитности. И вот, последовательно проводя в жизнь идею «экономной экономики», Кудрин наконец довёл её до логического завершения.
«Игра в предвыборные решения, которые существенно изменяют баланс бюджета, оказалась больше, чем я ожидал. Даже я в такой степени это не прогнозировал. Притом, что они иногда идут вразрез со среднесрочной и долгосрочной устойчивостью как макроэкономики, так и бюджета», – заявил Кудрин в позавчерашнем интервью. Под огнём его критики оказались обещания повысить пенсии, понизить ставки страховых взносов для бизнеса, перевооружить армию за 20 триллионов рублей. Эти пункты только дополняют перечисленные в в конце 2010 года проблемные расходные статьи — тогда критиковались вложения в саммит АТЭС-2012, сочинская Олимпиада-2014, чемпионат мира по футболу 2018-го и строительство «Сколково», запланированное на 2011-2013 годы. Общая стоимость этих проектов достигает 80 миллиардов долларов.
Российский бюджет не может себе позволить подобных затрат, считает Кудрин. «В России налоговое бремя сегодня оно одно из самых низких — примерно на уровне США, — отмечает он. — Это серьёзное преимущество российской финансовой системы». Но если останутся в силе все вышеперечисленные проекты (и «смежные» с ними), такое положение с налогами придётся менять, лишаясь названного преимущества. Помимо увеличения налогового бремени, Кудрин уповает на реформы армии, ЖКХ и пенсионной системы. В частности, предлагается повысить пенсионный возраст. Компенсировать же социальное ужесточение глава Минфина рассчитывает за счёт экономической и даже административной либерализации —  постепенного уменьшения государственного присутствия в бизнесе и региональном управлении.
Бросается в глаза не только суть заявления Кудрина, но и форма – беспрецедентная откровенность критики. «Такое впечатление, что Кудрин более откровенен и реалистичен в нынешних высказываниях, потому что не хочет вновь оказаться в ситуации, когда бы ему припоминали «тихую гавань»,— полагает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Речь идет о выступлении Кудрина на Международном экономическом форуме в Давосе в начале 2008 года. Тогда он уверял, что Россия будет «тихой гаванью» в мировом финансовом шторме. Но по итогам года рецессия российской экономики и штопор финансового рынка перехлестнули самые пессимистичные прогнозы.
Помощник президента Аркадий Дворкович ответил на критику Кудрина через Twitter. Ни о каком повышении налогов не может быть и речи, парировал он. У Минфина достаточно резервов для увеличения суммы сборов за счёт увеличения числа облагаемых субъектов хозяйственной деятельности. Без наращивания налоговых ставок. Позиция Дворковича понятна: он олицетворяет экономические установки президента, их модернизационные амбиции (к которым, конечно, ближе «Стратегии» Минэкономразвития, чем экономные подходы Минфина). Кудрина же принято относить к другой группе высших российских чиновников. Причём издавна, ещё с петербургской мэрии Анатолия Собчака.
И здесь проявляется ещё одна сторона дела. За весомыми доводами Кудрина может стоять сигнал готовности возглавить будущее правительство. Пожалуй, эта фигура выглядит в данном контексте внушительнее других, хотя неформально обсуждаются и Герман Греф, и Игорь Шувалов. Достаточно сказать, что созданный Кудриным Резервный фонд позволил России пережить кризис без неприемлемых потерь.  Кстати, Герман Греф, потенциально наиболее серьёзный конкурент Кудрина, уже «сдал назад», сказав в интервью австрийской Die Presse, что не имеет премьерских амбиций и предпочтёт заниматься обновлением Сбербанка. Но пост премьер-министра, на который кем-то объявлен своего рода тендер, в данный момент отнюдь не является вакантным. Глава правительства в наших обстоятельствах едва ли может смениться без смены главы государства…
Один комментарий к “Бюджетные принципы Минфина могут стать правительственной программой”
  1. 526 261198Ive just been talking to Sean Gallagher about his upcoming Instant Income Cash Machine course, and hes been kind enough to fill me in on a few details regarding his upcoming course. 537906

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *