На прошлой неделе Москву и Петербург посетила делегация Всемирного совета по высотным зданиям и городской среде (CTBUH) во главе с ее президентом, профессором Санг-Дэ Кимом. Задачей визита было оценить степень популярности высотного строительства в обоих городах и перспективы реализации высотных проектов в России в целом. Делегация ознакомилась также с проектом общественно-делового комплекса «Лахта центр», оценив его архитектурные и технологические достоинства.
По словам г-на Санг Дэ-Кима, строительство высотных зданий в России актуально как с экономической, так и с символической точки зрения. Эксперт убеждён, что гармоничное сочетание старой и новой архитектуры в рамках одного города не только возможно, но и необходимо. В качестве примера такого сочетания он привёл Токио, Пекин, Шанхай, а также ряд европейских городов, где районы высотной застройки знамениты и популярны почти так же, как и исторический центр. «Моё личное мнение – мы всегда делаем отсылку на прошлое, а лучше задуматься о том, что мы можем представить нового, для будущих поколений – говорит Санг-Дэ Ким – Как раз высотные здания – это способ донести до будущих поколений новые технологии и ту жизнь, которой мы живём». По его словам, с проблемой сочетания старого и нового не сталкиваются разве что американские города, поскольку их история ещё слишком коротка.
Ознакомившись с проектом общественно-делового комплекса «Лахта центр», Санг-Дэ Ким отметил, что строительство такого здания в Петербурге имеет смысл и с позиции восточной теории двух начал «Инь и Янь». «Санкт-Петербург – «горизонтальный» город с богатой историей и большим количеством воды. Горизонтали – это прошлое, история» — объясняет он. Небоскрёб же, по мнению эксперта, будет символизировать направленность в будущее, прогресс. Именно это сочетание двух начал объясняет, почему высотные здания органично вошли в архитектуру восточных городов.
Архитектор одобряет новое место расположения будущего «Лахта центра». Оно позволяет добиться двойного эффекта: во-первых, башня на берегу залива будет служить символическим маяком, привлекающим другие культуры, а во-вторых, высотное здание будет как бы распространять своё влияние на окружающее пространство. Кроме того, небоскрёб имеет символическое значение не только в восточной культуре. Во всём мире штаб-квартира компании, расположенная в высотном здании – это знак высокого статуса, символ власти, успеха и высоких достижений. Кроме того, нужно помнить, что небоскрёбы всегда были показателем уровня развития крупного бизнеса в городе и в стране. Если в мегаполисах, таких, как Москва и Петербург, построить здания в 100 и более этажей, это привлечёт зарубежных инвесторов, уверен Санг-Дэ Ким. Эффект от такой штаб-квартиры для имиджа и компании, и города, и государства трудно переоценить.
Кроме символического, высотное строительство в мегаполисах имеет и чисто практический смысл. По мнению Санг-Дэ Кима, каждый небоскрёб, несмотря на его высокую себестоимость – это серьёзнейшая долговременная инвестиция. «Я не знаю, кто является собственником «Эмпайр Стейт Билдинг» в Нью-Йорке, но, если бы он захотел продать это здание, то получил бы за него очень хорошие деньги» — говорит эксперт. Стоимость продажи каждого такого здания была и остаётся очень высокой.
Высотное строительство в российских мегаполисах, по мнению Санг-Дэ Кима, помогло бы решить и транспортную проблему. «Первое, что бросается в глаза уже по дороге из аэропорта, — высокая интенсивность движения. Понятно, что люди с окраин приезжают в центр на работу, а по вечерам едут обратно. В результате — шоссе и дороги заполнены, всюду пробки. Это мировая тенденция» — говорит архитектор. Решением этой проблемы могло бы стать создание анклавов высотных зданий с вкраплениями в них жилых помещений, что сократило бы множеству сотрудников крупных компаний путь от дома до работы и помогло бы снять нагрузку с транспортных магистралей.
Возвращаясь к символическому значению небоскрёбов, Санг-Дэ Ким напоминает о том, что важнее любых денег: гордости граждан за свою страну и её достижения. «В России огромные земли, и люди гордятся этими землями и своим культурным наследием, – говорит корейский архитектор, – Но, тем не менее, не хватает одной вещи. Возможно, речь идёт как раз о современных небоскрёбах, чтобы у ваших детей была возможность подняться на смотровую площадку и почувствовать гордость за свою страну».