Расследование причин катастрофы «Булгарии» еще не завершено, а трагедия уже повторилась в миниатюре: вчера в Москве-реке затонул прогулочный катер «Ласточка». При этом сценарии, по которым развиваются события, будто написаны под копирку. Сходные пропорции погибших и выживших (при крушении «Булгарии» утонуло 122 человека из 205, находящихся на судне, на «Ласточке» — 9 из 16). Наиболее вероятные причины катастрофы по версии следствия – перегруженность и опасное маневрирование.
Уголовное дело и шквал проверок на этот раз грозят хозяевам маломерных судов. Комментарии специалистов побуждают задуматься о ситуации на речном транспорте в целом. Но на этот раз речь идет не о технической изношенности судов, а о «беспределе» на воде.
Авария произошла в воскресенье, 31 июля в 0.58, на Москва-реке, в районе Лужнецкой набережной. Прогулочный катер «Ласточка», совершавший ночной «увеселительный» рейс с 15 пассажирами на борту столкнулся с баржой «Ока-5». 8 пассажиров и хозяин судна Геннадий Зингер утонули – их затянуло в воронку, образовавшуюся на месте, где катер ушел на дно. Остальные были спасены сотрудниками МЧС при участии экипажа баржи.
По данным заместителя главы МЧС Александра Чуприяна, «Ласточка» представляла собой борт с навесным двигателем мощностью 150 лошадиных сил и грузоподъемностью в 3 тысячи килограмм. Длина затонувшего катера составляла 13,7 м., ширина — 3,7 м, а допустимая вместимость – 12 человек. Катер был зарегистрирован на Чукотке, при этом в мае 2011 года прошел техническое освидетельствование в Москве. Законом это не запрещено – судовладелец может регистрировать судно либо по месту жительства, либо по месту базирования плавсредства, и проходить ежегодное техосвидетельствование в любом регионе России. Иными словами, с документами у «Ласточки» было все в порядке – чего нельзя сказать о ее владельце.
По данным Александра Чуприяна, пятидесятилетний судовладелец уже трижды привлекался к административной ответственности: дважды – за стоянку в неположенном месте и один раз – за превышение допустимого числа пассажиров, находящихся на борту. Все эти нарушения считаются «незначительными» — поэтому вопрос о лишении прав на вождение судном даже не обсуждался, судовладелец отделался штрафами, сумма которых не может превышать 500 рублей. Как установило следствие, Зингер был «бомбилой» — то есть, не имея лицензии, устраивал водные прогулки на заказ с оплатой «черным налом».
Группа молодых людей, ставших жертвами кораблекрушения, уже не в первый раз арендовала «Ласточку». На этот раз они отмечали на катере (который они арендовали уже не в первый раз) день рожденья своего приятеля, приехавшего из Турции. По свидетельствам очевидцев трагедии, перед столкновением катер качало из стороны в сторону, также он нарезал круги по воде — как будто капитан был нетрезв или бросил штурвал. Однако выжившие пассажиры утверждают, что Геннадий Зингер управлял «Ласточкой» в трезвом виде, но их показаниям следствие не особо доверяет: слишком крутые «виражи» закладывал катер. Результатом одного из таких маневров и стало столкновение с баржей на полном ходу.
В тот же день катер был поднят из-под воды. Его верхняя часть оказалась практически снесенной при столкновении – настолько сильным оно было.
По факту происшествия было возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта). По версии следствия виновен в столкновении именно владелец «Ласточки», грубо нарушивший правила судовождения. К экипажу «Оки-5» только один вопрос: была ли возможность предотвратить аварию.
Тем временем профессионалов-речников случившееся не удивляет: по их мнению, ситуация с маломерными судами, перевозящими пассажиров по Москве-реке в данный момент абсолютно бесконтрольна и о безопасности на воде не может быть и речи.
Как сообщил «Известиям» представитель «Мосречфлота», капитаны постоянно жалуются на то, что хозяева катеров постоянно нарушают правило и буквально «лезут» под суда, особенно в ночное время. «Удивительно, что подобная трагедия не случилась раньше. Такое впечатление, что ГИМС МЧС выдает документы всем подряд. Только в Москве зарегистрировано более 40 тыс. маломерных судов», — цитирует газета.
Согласен с ним и генеральный директор Московского речного пароходства Константина Анисимов. «Катера, стоящие на учете государственной инспекции по маломерным судам, не имеют права заниматься коммерческой деятельностью — перевозкой пассажиров, на что должна быть лицензия, но они этим занимаются», — отметил он в эфире радиостанции «Вести ФМ», подчеркнув, что должного контроля за речным транспортом пока нет. Как не существует и действенного инструмента для такого контроля: выборочные проверки не приносят результата. При этом штрафы за любое нарушение на воде не превышают двух-трех тысяч рублей. По мнению Константина Анисимова, вопрос можно решить только законодательно, значительно ужесточив наказания для недобросовестных судовладельцев.
Отметим, что «Ласточка» — не первое маломерное судно, утонувшее в этом году. Только в июле этого года было еще несколько подобных случаев. Так, 29 июля на Онежском озере утонул технически неисправный катер, на котором находилось 4 человека в состоянии алкогольного опьянения, двое погибли. 13 июля аналогичный случай произошел в Повенецкой Губе: четырехместный катер с шестью пассажирами на борту перевернулось из-за сильной перегрузки, до берега, находящегося в двух километрах от места крушения, удалось доплыть только троим (спасательных жилетов на судне не было).
Также было зарегистрировано несколько смертей, вызванных небрежностью в управлении водным транспортом. Так в середине июля в заливе Куркут озера Байкал гидроцикл при развороте ударил прикрепленный к нему надувной снаряд (на котором находилось трое туристов) о борт стоящего рядом маломерного судна. В результате одна из туристок скончалась по пути в больницу, еще один человек получил травму. В эти же дни в Воронежском водохранилище катер совершил наезд на группу купающихся. От удара корпусом один человек погиб, один получил серьезные травмы. Катер при этом скрылся с места происшествия. Подобные случаи произошли также в водах Канала имени Москвы, где купающуюся девушку буквально изрубило винтами и в Джамгаровском пруду в столице (человеческих жертв удалось избежать).
После крушения «Ласточки» Московская межрегиональная транспортная прокуратура организовала проверку соблюдения законодательства о безопасности эксплуатации маломерных судов, в ходе которой будет проверена и деятельность органов Госинспекции по маломерным судам, и судовладельцев. И, как сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Николая Лямова, столичные власти совместно с федеральными подумают над возможностью ужесточения для судов правил нахождения на воде.