Прокуратурой Петербурга возбуждено уголовное дело по факту срыва оборонного заказа на судостроительном предприятии «Северная верфь». Не так давно разнос по оборонзаказу учинил лично президент, предъявивший срыв контрактных условий на на 100 миллиардов рублей. Тогда ещё прозвучала очередная историческая фраза, адресованная министру обороны: «По законам военного времени как поступали? Расстреливали. Вам разрешаю уволить». Но в Петербурге ситуация с «Северной верфью» имеет особую бизнес-подоплеку.
Предприятие входит в бизнес-систему Сергея Пугачёва. Ныне бывшего сенатора и бывшего банкира, а лет десять назад едва ли не первого из «олигархов нового призыва». Он словно олицетворял тогдашние новые веяния. В его бизнесе акцентировалась индустриальная составляющая, Пугачёв является основным бенефициаром холдинга «Объединённая промышленная корпорация» (ОПК). О нём было известно как о деятеле православно-националистических взглядов, что тоже соответствовало тогдашнему идеологическому мэйнстриму. Полная противоположность космополитичной олигархии 1990-х.
С тех пор многое изменилось. У Межпромбанка, являвшегося основой пугачёвского финансового могущества (формально, впрочем, Пугачёв с 2002 году не имеет к МПБ отношения), отозвана лицензия, возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве. Утратил Пугачёв и членство в Совете Федерации от Республики Тува. Зато в прошлом году его имя появилось в рейтинге британских миллиардеров… Но сохраняется ОПК, через которую Пугачёв контролирует активы «Северной верфи».
Эти активы привлекают внимание государственной «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК). Она повела с Пугачёвым переговоры об их выкупе, но стороны пока не сошлись в цене: покупатель готов выложить 28 миллиардов рублей, продавец согласен на 89 миллиардов. Возможно, подключение прокуратуры сделает экс-сенатора сговорчивее и побудит снизить запрашиваемую цену.
Пугачёвской ОПК принадлежат активы не только «Северной верфи», но также «Балтийского завода». О них тоже идёт спор с ОСК. Владеет ныне опальный банкир и ЦКБ «Айсберг». Таким образом, ОПК, консолидирующая три предприятия рискует распасться под напором госкорпорации. Хотя бизнес-схема выглядит выверено – в сво время Межпромбанк в виде залогов по кредитам предоставлял ЦБ судостроительные активы, теперь ОСК претендует выкупить заложенное имущество – мало кто не свяжет ситуацию с ослаблением политических позиций Пугачёва. Государство, прежде всего в лице ОСК, планирует стать собственником предприятий через уголовное дело по срыву оборонзаказа.
В марте «Северная верфь» была признана единственным поставщиком фрегатов проекта 22350 и корветов проекта 20385. Министерство обороны заключило контракт на строительство 6 фрегатов и 11 корветов на общую сумму более 200 миллиардов рублей. Выполнение заказа действительно тормозится, сейчас в постройке три корвета и два фрегата. Государство в ответ претендует на обретение предприятия через ОСК. Зачем платить, если можно владеть? Не очень, правда, ясно, насколько соотносится данный – вообще-то довольно масштабный – эпизод с заявленными установками на новую волну приватизации и некоторое «утеснение» госкорпораций.