Президент России Дмитрий Медведев посетил главного европейского партнёра Москвы – Германию. В Ганновере он вместе с канцлером Ангелой Меркель принял участие в заключительной пленарной сессии Форума гражданских обществ «Петербургский диалог». Как и следовало ожидать, главным вопросом стал визовый барьер. А главным событием – признание Ангелы Меркель в том, что именно ФРГ тормозила переход к безвизовому режиму.
Медведев пообещал отмену въездных виз для европейцев в Россию — как только Евросоюз и Германия будут к этому готовы. Меркель со своей стороны обещала в будущем году… представить конкретные предложения по решению вопроса. Казалось бы, чего ещё ждать? Добрая воля налицо с обеих сторон, что ещё надо? Но почему-то представители Восточного комитета немецкой экономики заявили, что уже готовы услышать конкретные сроки отмены виз. Немецкая педантичность не всегда сопряжена с деликатностью. И даже предложили свой вариант, причём в довольно настойчивой форме: «Самое позднее к чемпионату мира по футболу в России в 2018 году обеспечение безвизового передвижения с РФ и другими восточноевропейскими странами должно стать реальностью», — заявил председатель комитета Эккхард Кордес. И напомнил, что из-за визовой волокиты германский бизнес ежегодно теряет сотни миллионов евро.
Создаётся впечатление, что оба лидера танцуют каждый под свою музыку. Медведев демонстрирует готовность к ускоренному решению вопроса. Меркель двигается в своём ритме — нужен поэтапный план движения, координация с Евросоюзом. Русская широта против немецкой любви к порядку. Только почему-то немецкий бизнесмен в данном случае ближе к первому, чем ко второму.
Президент даже обронил фразу: «Лучше спорить, чем молчать. Мы с госпожой федеральным канцлером очень редко спорим, но это не значит, что вы не должны этого делать. Нам спорить, может быть, более вредно, чем вам». Вообще-то немцы обычно не спорят — они действуют по плану в заданном ритме. Но что интересное, подобные оценки Медведева не вызывают отторжения в ФРГ. Наоборот, политические наблюдатели свидетельствуют, что у российского президента сложились более дружеские, чем у премьера, отношения с Меркель. И если Европа в лице ФРГ сделает ставку именно на Медведева, это серьёзный бонус к выборам.
Кстати, в Германии Дмитрий Медведев тоже не торопился говорить о президентских выборах 2012 года. Хотя и обнадёживает: «Предлагаю ещё немного запастись терпением, совсем недолго». Зато посчитал нужным намекнуть, что при любом варианте с Кремлём, большую политику он точно не покинет: «Мы как-то говорили с Ангелой, что когда-то нам придется председательствовать на этом форуме. И мы договорились, что это будет еще не скоро».
Поговорили и про Ливию. Здесь собеседники также вполне поняли друг друга. Москва претендует на посредническую роль в поисках политического компромисса (стараясь сохранить связи и проникновение в эту страну при любом исходе); Берлин всячески дистанцируется от международной военной операции (благо серьёзных германских интересов в этой стране нет). Оба государства продолжают свои традиционные линии: российское понимание некоего особого статуса в бывшей зоне влияния СССР и германское стремление по возможности уходить от занятия какой-либо стороны в чужой войне, тем более гражданской. Принципиальное различие побуждений – в одном случае причастность, в другом принципиальная удалённость – не мешают взаимопониманию. Хотя такого полного совпадения, как по Ираку в 2003 году сейчас не наблюдается. ФРГ всё же должна учитывать позиции союзников по НАТО. Даже если со своей стороны Берлин и не имеет к Каддафи претензий, достойных войны.
Также из речи президента стало понятно, что Москва выступает против развития событий в Сирии по ливийскому сценарию. До того выступала против вмешательства в Ливии. До того – в Ираке. А до того – в Югославии… Может, пора ботинком стучать?