Мировому медиамагнату Руперту Мердоку и его сыну Джеймсу вменено в обязанность присутствовать на парламентских заседаниях. Предметом рассмотрения соответствующего комитета палаты общин становится скандал, разгоревшийся вокруг прослушивания телефонных переговоров известных людей. Этим занимались журналисты газеты News of the World, принадлежащей к бизнес-системе Мердока.

До сих пор центральной фигурой скандала выглядела исполнительный директор мердоковской News International Ребекка Брукс, арестованная в Лондоне и успевшая выйти под залог. Ей были предъявлены обвинения в организации незаконного прослушивания и подкупе полицейских. Арест ближайшей помощницы Мердока был уже десятым по делу. Брукс, проработавшая с Мердоком 22 года (в моменты инкриминируемых деяний она редактировала News of the World), известна также дружескими отношениями с нынешним премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном. Поэтому активное включение премьера не вызывает удивлений. Как и демонстративная взыскательность занятой им позиции – он жёстко настаивал на явке Мердоков в парламентский комитет.

Последним на данный момент аккордом скандала стала отставка Пола Стивенсона, руководителя Скотланд-Ярда – лондонского полицейского управления. Некоторые его подчинённые обвиняются в получении взяток от мердоковских журналистов, в обеспечении для них оперативного прикрытия (если не прямой продаже оперативной информации). Сам Стивенсон пока вне подозрений, но уже обсуждается его дружба с Нилом Уоллисом, который в середине 2000-х был заместителем главного редактора News of the World. Именно при Стивенсоне, лондонская полиция прибегала к использованию уоллисовских PR-услуг.

Мэр Лондона Борис Джонсон выразил публичное сожаление в связи с отставкой Стивенсона. Надо заметить, полицейский профессионализм главы Скотланд-Ярда действительно высок. Уровень преступности в Лондоне за три года снизился в разы. Этот успех был одним из безотбойных козырей консервативного мэра. Как, собственно, и нынешнего консервативного правительства.

Таблоид News of the World оказались в центре внимания после появившейся в других газетах информации о прослушивании телефонных разговоров. Объектами внимания мердоковских журналистов бывали и обычные люди — жертвы резонансных преступлений, и представители политической элиты — вплоть до членов королевской семьи и того же Дэвида Кэмерона (как говорится, дружба дружбой…). Добываемая таким образом закрытая информация частично публиковалась, становясь сенсацией и подбрасывая рейтинги газеты, частично сохранялась в оперативной информационной разработке. Выйдя наружу, скандал привел к закрытию газеты, отметившей 168 лет. Переконфигурируется весь британский – в некоторой степени и мировой — медиа-рынок. Парламент потребовал отозвать заявку медиа-корпорации Мердока на приобретение телерадиовещательной корпорации British Sky Broadcasting Group. Не исключено, что Мердока вынудят к продаже принадлежащих ему Sun и Times. Возможны и масштабные политические последствия, подрываются позиции консерваторов. Уж не говоря об отставке Пола Стивенсона, проблемы возникают у премьера. Как говорится, то ли он шубу украл, то ли у него украли, но его фигура вплелась в скандал.

Имя Руперта Мердока давно стало нарицательным. Австралийский медиамагнат – типичная «акула капитализма», как с большевистского плаката. Его состояние превышает $6 млрд. В медиа-систему News Corporation входят все виды СМИ — газеты, телеканалы, кинокомпании, Интернет-сети, от желтейших таблоидов до респектабельнейших изданий. Бизнес-стиль Мердока жёсток до эпатажности. Именно он инициировал войну англоязычных таблоидов.

Для Мердока характерна скупка конкурирующих изданий при стимулировании внутренней конкуренции в собственном холдинге и целенаправленная ставка на скандал. Собственно, сам термин tabloid появился как характеристика определённого типа вёрстки, пошедшего от мердоковских газет: формат A3, позволяющий читать в транспорте и на ходу, иллюстративный массив, короткие тексты, броские заголовки, цветовые манипуляции. Это ведёт к снижению интеллектуального уровня публикаций при стремительном росте тиражей и оборотов. Формируется и аудитория фанатов, способных при необходимости проявляться как популистское движение.

Пройдя в юности через увлечение социализмом, Мердок давно уже идеологически стоит на позициях железобетонного неоконсерватизма. Он активно поддерживал Маргарет Тэтчер, Рональда Рейгана, Джорджа Буша. Возможно, размах нынешнего скандала объясняется именно этим. Ведь вот что бросается в глаза. Типологически действия News of the World не отличаются от Wikileaks (кстати, австралиец Джулиан Ассанж — соотечественник Мердока). Но мы пока что не видим правозащитных кампаний в поддержку мердоковских журналистов, олицетворяющих свободу слова и печати. Налицо принципиальное различие: Ассанж – левый, Мердок – правый. Международная правозащита и большая часть медиа-сообщества за таких, как Мердок, не вступаются. Ему остаётся рассчитывать лишь на своих читателей. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *