Новый скандал назревает в нефтегазовой отрасли, распространяясь на экономику в целом. Крупнейшие российские компании протестуют против законопроекта, который обяжет их предоставлять информацию о себе же своим же миноритарным акционерам. Вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве ТЭК, получил надлежащим образом оформленную жалобу на депутатов, слишком близко принимающих интересы акционеров. По факту и на самих акционеров. На них-то, пожалуй, в первую очередь.
Подобные законодательные новшества могут подорвать конкурентоспособность российских АО и снизить инвестиционную привлекательность экономики в целом, в один голос утверждают «Роснефть», «Транснефть», «Сургутнефтегаз» и ТГК-2. И просят так или иначе заблокировать поправки в действующие законы об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг. Поправки, существенно расширяющие права акционеров, в том числе миноритарных, на получение информации.
Высший менеджмент компаний всеми силами оберегает разросшиеся пласты сведений, отнесённых к коммерческой тайне. Подобная информация не предоставляется сейчас и обладателям весомых пакетов акций. Даже очевидная заинтересованность крупного акционера в прибыльности не представляется основанием для осведомления. Так уж устроен постсоветский капитализм: формальный статус собственника не позволяет претендовать даже на знания о свой собственности. По-настоящему владеет все ещё лишь тот, кто управляет. В этой связи более чем знаменательно, по какому адресу направлено «письмо четырёх».
Миноритариев интересует структурное построение компаний, наличие «дочек», реальный потенциал выплат. Крупные акционеры действительно претендуют на доступ к коммерческой тайне. Среди активных сторонников законопроекта, так обеспокоившего нефтегазовых управленцев, алюминиевая компания «Русал». Которой длительное время не удаётся узнать о сделках, заключаемых дочерними структурами ОАО «Норильский никель», несмотря на представительство в совете директоров. Законопроект о поправках гарантирует владельцам крупных пакетов неограниченный доступ к бухучёту (под расписку о неразглашении коммерческой тайны).
Влияния заинтересованных структур хватило, чтобы законопроект, внесённый Минэкономразвития, неделю назад прошёл первое чтение. Но за крупными собственниками тянется менее мощный, зато более многочисленный слой мелких акционеров, тоже вспомнивших о своих правах.
«Роснефть», «Транснефть», «Сургутнефтегаз» и ТГК-2 давно конфликтуют со своими миноритариями. Нефти в разгорающийся скандал подлил Алексей Навальный, судящийся с «Роснефтью» и «Транснефтью» за протоколы заседаний советов директоров и во всех подробностях описывающий эти тяжбы в своём популярном блоге. Кое-какие документы ему уже удавалось стрясти. Но он всё равно недоволен – где приложения к протоколам? Чтобы только увидеть продолжение, граждане переводят личные средства на счёт Навального. Общественные симпатии явно на его стороне. Далеко не только тех, кто сам заинтересован в расширении прав миноритариев. Рискнём предположить, что большинство добровольных помощников Навального не считают протоколы совета директоров «Роснефти» занимательным чтением и не рвались бы их получить даже с приложениями.
Что же хотят миноритарии? Изменения законодательства позволяют владельцу ценных бумаг в течение семи дней получать запрошенные документы по компании. Акционер имеет право доступа не только к протоколам заседаний советов директоров и наблюдательных советов, но и к текстам акционерных соглашений, хозяйственных договоров, заключениям ревизионных комиссий. Проницаемость ныне закрытой документации вполне может подвигать акционеров, особенно голосующих, к оспариванию управленческих решений. Между тем реальных хозяевам – управленцам – достаточно одного Навального. Они не привыкли к тому, чтобы их решения обсуждались вне собственного круга.
Сейчас аналитики вовсю спорят о плюсах и минусах информационного равноправия в АО. Международная практика вводит понятие коммерческой тайны в довольно узкие рамки (по большей части технологического характера). По иному сложилось в России, где ситуацию по компании может знать в полноте лишь управляющий и держатель контрольного пакета. Заявления президента о новом витке скорее напугали отечественный бизнес. Навальному придётся, по всей видимости, судиться еще долго. Данная ситуация резко высветила специфику той версии частнокапиталистической собственности, что пока доминирует в РФ.