«Газпром» сделал городу необыкновенный подарок. В Александровском парке на Петроградке разместился Петербург в миниатюре. Точное воспроизведение исторического центра с маленькими (1:33) копиями архитектурных ансамблей. Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Зимний дворец, Спас-на-Крови – всё выполнено в миниатюре из бронзы. Расположены как в реальности, а между ними протекают гранитная Нева, Фонтанка, За одним столом сидят строители города: Растрелли, Росси, Трезини, Монферран, Тома де Томон, Воронихин, Захаров и Баженов.

Вручая губернатору символический ключ от ворот мини-города, Алексей Миллер произнёс пророческую фразу: «Мы надеемся, что город в миниатюре станет популярным местом отдыха горожан». И действительно, новая достопримечательность сразу завоевала популярность у горожан и их гостей. К сожалению, даже больше того. Её тут же принялись растаскивать на гостинцы.

Ни пост охраны, ни круглосуточное видеонаблюдение на окрестных столбах не остановили тягу к культуре, точнее говоря – к сувенирам. И уж совсем наивно выглядели многочисленные таблички с просьбами не трогать руками. Меньше недели понадобилось благодарным посетителям выставки под открытым небом на разграбление большинства экспонатов. Особенно притягивал Спас-на-Крови, который уже пришлось забрать из экспозиции на реставрацию. С макета Александровской колонны позаимствовали на память кресты. Почти сразу же лишились подсвечников зодчие на символической композиции. Многие любители не довольствовались малыми формами, а брали, что называется, по-крупному – крыша мини-Эрмитажа недосчиталась уже нескольких скульптур.

Особенно рвётся к петербургскому архитектурно-историческому наследию молодёжь. По наблюдениям охраны, выделяются шумные толпы школьных экскурсий. В день «Алых парусов» празднующая молодёжь с корнем рвала из мини-Петербурга архитектурные детали. Короче, явочным порядком создан интерактивный прогноз – что может остаться от Петербурга через N лет. Но вряд ли «Газпром» планировал именно такой эффект.

Вроде бы, меры безопасности были приняты: охрана, видеоконтроль, привлечение РУВД. Ночью в мини-город не пускают. Впрочем, это мало тормозит – кому надо, пролезают без приглашения. Уже заключаются пари: растащат ли к зиме или управятся по осени?

Городские и районные власти ищут мини-городу спасение от вандализма через усиление комплекса охранных мер. Возвести железную стену, накрыть куполом… Как в песне, вероятно, популярной у тех, кто отламывает кресты и подсвечники: «Строят новый забор, метров пять». Культурная столица, что ещё скажешь.

…Как-то автор этих строк предложила своей немецкой подруге, приехавшей посмотреть Питер, сфотографироваться в воде петергофского фонтана — как это делали многие. Немка поначалу подумала, что ослышалась. Убедившись, что акустика в порядке, с ужасом отказалась. «Это нельзя» — недоуменно, но твердо сказала она. Но в нашей свободолюбивой стране нет такого слова. Любое «нельзя» у нас презирается, нас оскорбляет, мы чувствуем себя победителями, двигаясь против течения. Хотя бы выдрав крест с макета мини-музея под открытым небом. Европейцам до нас в смысле воли далеко.

«Газпром» испытывает петербуржцев нацивилизованность. Пока что испытание выдерживается, мягко говоря, так себе. Дарители озабочены судьбой памятника, но теперь ответственность за него несёт город. Формально в лице Комитет по благоустройству городской администрации.

Что можно тут посоветовать? Забор повыше и пожелезнее, охранников побольше и с оружием? Тривиально. Проще вообще не показывать. Надо подумать над креативным антивандализмом. Например, видеофиксация вандалов с последующей публикацией изображений. Прямо на месте, в деле, за выламыванием. Или как в анекдоте: «В центре Москвы поставлен памятник вандалам. Вандалы в растерянности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *