Федеральное дорожное агентство РФ ввело давно обещанный запрет на передвижение большегрузных автомобилей по ключевым российским магистралям в жаркий сезон. С 15 июня по 15 августа водители грузовых фургонов, которые нарушат запрет, будут штрафоваться полицией. Не только в аномальную жару вроде прошлогодней, случающуюся раз в тысячелетие.
Надо надеяться, в нынешнем году будет всё же прохладнее прошлого. На Северо-Западе в том числе. «Консервировать» загодя асфальтовое покрытие нет особой нужды. Впрочем, никто этого делать и не собирался – запрет на перемещение фур в дневное время будет действовать при температуре от 32 градусов и выше. По предварительному прогнозу синоптиков, пик жары в этом году придется на вторую половину июля.
В северной столице недоступными для раскалённых фур становится большинство федеральных трасс (М-10, М-11, М-18, М-20, А-120). Здесь проложены основные транзитные маршруты в ближнее и дальнее зарубежье. Ограничивается и проезд к портам.
Дальнобойщики уже предупредили о возможных последствиях: если дорожники и сэкономят на дежурном ремонте (на котором привыкли экономить и без всякой консервации), то расплачиваться придётся всем остальным. Причём не где-нибудь, а у прилавков. Любая задержка товарных поставок неизбежно сказывается на стоимости, затраты на вынужденный простой так или иначе окупаются в финальном ценнике. Ещё в марте председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарёв называл планы Росавтодора «абсурдными», грозящими «ударить по потребителям, отразившись на ценах на продукты». Для Петербурга, где обеспечивается четверть российской экспортно-импортной грузоперевалки, всё это особо существенно.
Отдельный вопрос – условия простоя. Очевидно, что отдыхать от прохладных ночей в жаркие дни водителям предстоит в кабинах собственных фур. Гостиничная сеть на обочине российских автомагистралей, мягко говоря, недоразвита. Северо-Запад в этом плане, в целом, увы, не исключение. Хотя с другой стороны, по сравнению с глубинкой, обслуживание транспортных магистралей в Петербурге и окрестностях всё же находится на достаточно высоком уровне. Во всяком случае, не в меру завышенными показателями по тем же ДТП «плавильная топка» прошлого сезона здесь не обернулась. Оперативно «лечить» дороги в российских столицах за последнее десятилетие научились.
Проблема, которая всплывает в связи с последним – явно назревшая по естественным причинам необходимость использования современных технологий укладки дорожного покрытия. Технологий, повышающих гарантийный срок службы асфальта и его основания (того же, к примеру, микроасфальтирования) и устойчивость к температурным режимам. Поплывшее в прошлом году полотно на КАД – яркий пример того, чем в конечном итоге оборачивается «экономия на битуме». При желании, трассу для большегрузных фур можно проложить и в Сахаре. И в барханы за заимствованием ценного опыта путешествовать не обязательно: образцом технологий укладки остаётся та же Германия. Печально, но факт: у нас ещё далеко не в полной мере задействованы технологии укладки дорог, которые были в полной мере задействованы немцами аж при Адольфе Алоизовиче…
Этот факт, кстати, косвенно признали накануне в Министерстве транспорта. Как отметил глава Минтранса Игорь Левитин, российские дороги вообще не приспособлены к большегрузному транспорту. По его подсчётам, только около 30 процентов федеральных магистралей могут «без колеи» пропускать авто весом в 10 и более тонн. Только 57 процентов – от 6 до 10 тонн. Очевидно, что учитывая вышеописанное качество, Росавтодор изначально настаивал на введении запрета для передвижения фур по жаре от 25 градусов. Депутаты Госдумы в итоге сжалились над водителями-вредителями и повысили этот порог до 32 градусов. Насколько продуктивной окажется это «снисхождение» и не приведёт ли оно к очередному ценовому витку, покажет ближайшее время.