Если кто-то, насмотревшись арабских картин, сильно обеспокоился за Россию, то такой наблюдатель может расслабиться. До России, как и других постсоветских стран, мятежи не доберутся. В этом заверил urbi et orbi глава Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор. Причём сказал он это на стокгольмской конференции международной организации Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы. Президентом которого по совместительству является.
Чтобы не быть голословным, Кантор попытался обосновать столь оптимистичный – для его аудитории – вывод. К арабским революциям, на его взгляд, привели три причины. Первая – этнолингвистическая общность арабских масс, на лету подхватывающих уроки соседей. Вторая – тоталитарный характер правящих режимов. Третья — развитие Интернета, глобализировавшее информационный процесс. Последняя – скачкообразное подорожание продовольствия, совпавшее по времени и месту.
«Мы должны четко понимать, на какой степени исторического развития находится общество там и в России. На Ближнем Востоке общество ещё не вкусило свобод, — размышляет далее Кантор. — Люди в этих странах еще не прожили даже первоначального процесса демократизации. Они жаждут свободы и политического самовыражения. Поэтому они и вывели народ и себя на демонстрации, которые привели к демократизационному процессу».
Общественная страта, к которой относится «двойной президент» ЕЕК и Люксембургского форума, обладает репутацией высокоинтеллектуальной среды. Собственно, именно на этой «ренте влияния» и основан тот странный факт, что к экспертам кто-то ещё прислушивается. Репутация – ценный капитал. Но всё же она не должна давать карт-бланш на откровенные банальности при рассуждениях о более чем серьёзных вещах.
В России говорят на разных языках? В СНГ начисто забыли не столь давний язык межнационального общения? Во всех этих странах так уж не хватает Интернета? Инфляция намертво заморожена, продукты не дорожают, за благосостояние никому не приходится беспокоиться? Что до характера политических режимов, то, конечно, российская система власти далека от ливийского или сирийского тоталитаризма (как и от саудовского абсолютизма). Но, скажем, с египетской формой правления времён Мубарака уже сопоставима. Если же говорить об СНГ в целом, то можно найти куда больше совпадений.
Короче говоря, странные аргументы. Но дальше – ближе к делу.
«Россия в течение последних двадцати лет переживает процесс демократического становления, — продолжает Вячеслав Кантор. — В России другое общество и другая история. Возникают новые партии, другие меняют свой статус. Российские власти постоянно реагируют на критику». Здесь комментировать трудно, вежливее промолчать. И дождаться фразы: «Народ хочет стабильности и предсказуемости». Только тут противопоставление делается понятным.
Говоря проще и прямее, президент ЕЕК считает, что многонациональный народ Российской Федерации, в отличие от арабов, демократии уже накушался и на улицы ради неё не выйдет. Вообще-то можно было прямо так и сказать.
Вячеслав Кантор прав в том смысле, что явственных признаков политической дестабилизации, не говоря о массовом восстании, в РФ не наблюдается. Как не наблюдалось их даже в Тунисе чуть более полугода назад. Но по иным причинам, нежели названные им. Главная, пожалуй — социально-демографическая структура, несравнимо больший удельный вес старших возрастов и офисных работников, не расположенных к общественно-политической активности. Далее, сохраняющийся эффект «нефтедолларовой стабильности» прошлого десятилетия. Наконец, действительно, сильное разочарование в политических силах и политических перспективах. Но обо всём этом Кантор предпочёл промолчать. Видимо, не считает такого рода заслоны от бунтов исторически престижными…