Электричество в Петербурге отключается в последние несколько лет с завидной регулярностью. Энергетики с той же завидной регулярностью не устают обещать исправиться. Похоже, прошлогодний августовский электроколлапс, в ходе которого в городе на Неве на полдня затормозило метро, а так же трамваи, троллейбусы, светофоры, мало чему научил.
Этот вывод проиллюстрирован вчерашним инцидентом. Пассажирам петербургского метрополитена опять пришлось попотеть в вагонной давке на обесточенных перегонах. Части промышленных предприятий — существенно сократить объёмы производства. Десяткам тысяч жителей Московского и Кировского районов — посидеть без электричества в собственных домах. Официальная причина, оглашённая не в меру заботливыми — прежде всего по части тарифов — операторами энергорынка: авария на Первомайской ТЭЦ и её «некоторые последствия».
Одним из этих последствий — помимо семимильных пробок в районе Комсомольской площади и на проспекте Жукова — едва не стала авария на «Водоканале». Об этом представители ГУП по понятной причине лишний раз предпочитают не распространяться, но скупая информация в СМИ все же просочилась. На «Московской» насосной станции «существенно снижалось давление», причиной чего стал «низкий напор холодной воды». В целом проблемы с электричеством «отразились незначительно». Но они были. И это главное, что символизирует нынешнюю степень ответственности энергетиков перед обществом.
Вряд ли кто не понимает, что любое сообщение об аварии на предприятии «Водоканала», представляющей непосредственную угрозу для снабжения населения самым что ни на есть жизненно важным — из сводок военного времени. Это главный стратегический ресурс, о котором население вдруг начинает вспоминать именно тогда, когда его не хватает. Именно потенциальная авария на «Водоканале» — реальный источник самой натуральной гражданской паники.
Достаточно вспомнить о том, что в любом плане военного вторжения из первых задач — уничтожение любым путём источника водоснабжения. Соответственно, и защищён он должен быть должным образом. От всяких, пускай пока и мелких инцидентов по независящим от усилий персонала обстоятельствам. Все обстоятельства, кстати, должны напрямую зависеть именно от усилий персонала — в этой связи хозяйственникам из ГУП (в отличие от энергетиков, сколько-нибудь крупных аварий не допустившим) можно посоветовать продумать вопрос об оптимизации системы энергоснабжения.
К нынешней системе доверие стремительно утрачивается. Операторы-«энергоснабженцы» что-то говорят о необходимости совершенствования энергосетей, обещают некий замкнутый цикл к концу будущего года… Ощущение, что петербургские энергетики начисто оторвались от наработок энергетиков ленинградских, которые, несмотря на достаточно низкий по сравнению с современностью технологический уровень, ежегодных глобальных отключений как-то избегали без малого полвека. Можно представить судьбу операторов, случись на предприятии ленинградской оборонки или водоснабжения нечто подобное вчерашнему
Об этом всё чаще говорится с явной тоской: сначала некто берёт у тебя деньги за электричество, потом это электричество вырубает по независящим от него обстоятельствам… Гиперлохотрон, так сказать, в высшей гражданской стадии. С непременным замыканием в искривленной электрической сети. Что тут посоветовать, кроме школьного учебника физики – может, пора вспомнить, где «плюс», где «минус»?
Всем остальным рекомендуется запасаться терпением, привыкать к темноте, а так же на всякий случай, готовить десяток-другой канистр с самой главной жидкостью на свете. В процессе работы операторов над прогрессивными электрическими инновациями вполне может пригодиться.