«Справедливая Россия» использовала исторический момент для максимальной самораскрутки. В ближайшее время конфликт двух параллельных ветвей партии власти — во всяком случае в Петербурге – должен обостриться. Очевидно, что о своей судьбе Сергей Миронов знал заранее и решился на открытый конфликт со Смольным. Что бы открыто продемонстрировать «принципиальную позицию своей партии, в очередной раз попытавшись переманить традиционный электорат оппозиции.
Судя по внутрифракционному напряжению «справедливых» в Заксобрании, вопрос об отзыве Миронова был заранее основательно проработан. Голосованию по политической судьбе Сергея Михайловича в предшествовало «шоу чёртовой дюжины» — из тринадцати депутатов от СР восемь проголосовали за смену фракционного лидера. Вместо последовательного «мироновца» Олега Нилова во главе фракции стал традиционный Владимир Гольман. Как оказалось, очень ненадолго. Но со своей непосредственной задачей в полной мере справился — из 48 депутатов за отставку Миронова высказались 43.
Против выступили пятеро — те самые, что отказались поддержать кандидатуру Гольмана. Последний, кстати, успел появиться на трибуне с некими соображениями о «неконструктивной оппозиции». Олицетворением неконструктивизма явилась лидер регионального подразделения СР Оксана Дмитриева. Она, как констатировал Гольман, подмяла всю деятельность под себя, занимаясь «самопиаром» вместо налаживания конструктивного диалога с оппонентами. Под оппонентами Гольман сотоварищи в первую очередь разумели Смольный, во вторую самих себя: городской парламентарий пожаловался, что по факту злоупотребления партийным доверием Дмитриева и её «рупор» в ЗС Олег Нилов выбросили часть депутатов из политической жизни. Что в конечном итоге и обозначило раскол фракции.
В ответ сторонники Миронова обвинили Гольмана в предательстве. Причем тут же на месте — его выступление «комментировалось» громкими криками. Чуть позже, уже по факту отзыва, Оксана Дмитриева заявила об исключении Владимира Гольмана и его ближайшего сподвижника Анатолия Костерева из СР: «За голосование против Миронова и поведение, не соответствующее линии партии». Поведение это, кстати, было заранее согласовано с «единороссами». В неофициальных комментариях ещё и до 1 мая Вадим Тюльпанов предполагал, что «общий язык» в случае «крайней необходимости» с «адвекватными представителями» СР в парламенте «единые» найти смогут.
Крайнюю необходимость, напомним, обозначило выступление Миронова на митинге в День весны и труда. Сергей Михайлович назвал тогда Петербург «самым коррумпированным городом» России, что и заставило председателя ЗС в тот же день заявить о скором отзыве председателя Совета Федерации. Открытому конфликту предшествовали долгие «перетирания» в закрытом режиме. Теперь уже не секрет, что Смольный и его представители в Заксобрании не раз пытались договориться со «справедливыми» о своеобразном компромиссе: Миронова уговаривали снизить активность СР в Петербурге.
По популярной ещё с февраля в кругах СР версии, все эти пертурбации были затеяны с подачи Кремля ввиду разочарования тамошних политтехнологов в так и не прижившейся в России «двухпартийной системе». «Справедливая Россия» в целом так и не сумела в достаточных пропорциях перетянуть на себя ни коммунистический, ни либеральный электорат. Жёсткий зимне-весенний «накат» Оксаны Дмитриевой на петербургскую администрацию и персонально губернатора был, как утверждают источники «В кризис.ру», запущен с подачи самого Миронова. О своём скором отзыве, по их данным, спикер сената знал ещё в январе, и поэтому решил набрать максимально возможные электоральные очки к будущей думской кампании. Апогеем политического конфликта стал первомайский демарш с прямым логическим продолжением — вчерашним голосованием. Ужесточение конфликта с ЕР являет собой последний шанс «параллельной партии власти».
Вадима Тюльпанова, прежде всего как спикера Законодательного собрания, делегировавшего Миронова в СФ, упрекать в чём-то сложно. Как он точно подметил в ходе предшествовавших отзыву прений, после громкого заявления о «коррумпированности» Миронов должен был сам сложить с себя полномочия. Поскольку представляет в верхней палате «самый коррумпированный город страны».
Будущее «справедливых» определится на выборах в Госдуму. Они покажут, насколько эффективным оказался задействованный механизм политических разборок в «пилотном регионе», каковым по давней традиции является Петербург. В Госдуму, скорее всего, подастся и непосредственный инициатор — депутатским мандатом с Сергеем Михайловичем поделится один из нынешних «справедливых» депутатов. Очевидно, что Смольный от этих давно запланированных перестановок ничего всерьёз не приобретает. Политические гарантии губернатору с командой дают лишь такие инстанции, как Кремль и Белый дом, с которыми ЗС в любом составе по определению соглашается. В то же время и Оксану Дмитриеву никто не отменял — отставка Миронова может (и должна) сподвигнуть на новые подвиги. Хотя бы потому, что не стало главного сдерживающего фактора в виде представительства в Совете Федерации от петербургского Законодательного собрания.

