Что мешает полноценному развитию российского предпринимательства? Не в последнюю очередь процедура регистрации предприятия, превращённая в производство, сбор и передачу в контрольные органы по большому счёту мало кому нужных бумаг. Уставы и учредительные договоры пишутся под копирку для последующей сдачи в архив. Уставный капитал в 10 тысяч рублей ничего никому не гарантирует. Юридические адреса зачастую фиктивны, найти по ним фирму малореально. Протоколы собраний – сплошная липа, как и сами собрания. Нотариальное заверение документов на стадии создания предприятия – инструмент выжимания денег.
Отчётность затруднена до невозможности. Балансы, отчёты о прибылях и убытках сплошь и рядом фикция. Они существуют именно и только для отчёта, тогда как для управления бизнесом есть другие балансы. И это при том, что для нормальной отчётности достаточно нескольких бумажек: баланса, сводки прибылей и убытков, списка учредителей и отчёта о распределении прибыли. Естественно, всё это можно делать через Интернет или хотя бы по почте. Именно такие проблемы акцентировал в беседе с «В кризис.ру» Игорь Водопьянов, президент управляющей компании «Теорема», работающей в сфере недвижимости.
Налоговая сфера – статья особая. Например, собирать налоги часто означает грабить предпринимателей, душить национальную экономику. Налоги должны платиться один раз в год, если же их больше, у предприятий изымается оборотный капитал. Что же касается налоговых проверок (с обязательным привлечением независимых аудиторов), то они должны проводиться только при явном нарушении и только по решению суда. И – без подготовки тонн отчётной документации.
Сюда же можно добавить и новеллу с НДС. Этот налог является наказанием за деловую активность и должен быть отменён. Пока же все, даже крупные компании, стараются от него уклониться. Это в той или иной степени подтвердил в разговоре с «В кризис.ру» советник президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Межевич, который 20 лет возглавлял АО «Научно-производственное предприятие «Буревестник».
Таможенное и валютное регулирование – ещё две палки в колесе российского бизнеса. По большому счёту оно направлено на то, чтобы закрыть производителей в пределах своего рынка и не выпускать российские товары и услуги за границу. Стремясь избежать банковских заморочек, все, кто может, торгуют через оффшорные зоны. Попутно это приводит к неразвитости Интернет-торговли.
Есть и мелкие, казалось бы, но от того не менее существенные препоны. Например, требования о наличии печатей и подписей практически на всех документах, затруднённость – когда весь мир работает по счетам – финансового документооборота (необходимость оформления тех же счетов-фактур и платежных поручений), древние нормативы на командировочные и представительские расходы, рудиментарные трудовые книжки.
Отдельно стоят социальные платежи и налоги за граждан. Главное здесь — предприниматель не должен платить налоги за своих сотрудников, они должны делать это сами. Хотя бы потому, что расходы на расчёты и переводы налоговых поступлений падают на предприятие, которое вообще не причём.
Подводя итог, Анатолий Межевич заметил:
— Среди факторов, мешающих развитию бизнеса в России, есть как очевидные, так и умозрительные. Отчётность, наличие НДС, системы таможенного и валютного регулирования, налоговые проверки, необходимость внесения налогов за граждан, платежей в страховые фонды серьезно препятствуют нормальной предпринимательской деятельности. С другой стороны, процесс регистрации предприятий, на мой взгляд, никак на нее не влияет. Что же касается периодичности уплаты налогов, необходимости оформления громоздкой бухгалтерской документации, системы оформления на работу, то эти факторы весьма субъективны. Наверное, они более актуальны для малого и среднего бизнеса, чем для крупных предприятий. А Интернет-торговля в нашу российскую действительность ещё толком и не пришла. Так что говорить о помехах для её создания вообще преждевременно.
Игорь Водопьянов высказался ещё более резко:
— Удар по российскому предпринимательству был нанесён еще в 1917 году. Отсюда и всё. Если же конкретнее – за последние 10 лет в ходе создания «вертикали власти» произошло тотальное забюрокрачивание всех сторон нашей жизни, в том числе предпринимательства. И здесь каждый из названных вами факторов имеет свой вес. Выделить же главное нельзя, поскольку речь идет в первую очередь о системе.
«Если бы президент хотел улучшить жизнь предпринимателей, он бы не подписывал такие законы, которые привели к настоящим неприятностям в экономике», – считает петербургский бухгалтер Татьяна Брянская. Она высказала «В кризис.ру» своё мнение о процедуре регистрации предприятий, отчётности, налогообложении:
— Устав предприятия должен быть, он определяет права и обязанности, это нужно для последующей работы и доказательства прав. Учредительный договор нужен, если учредителей несколько, при одном – достаточно заявления. Сложнее с юридическим адресом — как может образовать его предприятие, которое ещё не начало свою деятельность? Причём за него ведь надо платить. Нужно дать после регистрации время для определения юридического адреса, пока появятся средства для оплаты офиса. А при регистрации указывать только район и почтовый адрес. Устав, учредительный договор, заявление, данные об учредителях и директоре, должны быть нотариально заверены, это защита предпринимательства от ложных регистраций. Процедуру следует упростить: опустил в ящик в налоговой все необходимые документы — через некоторое время извещают о регистрации и приглашают получить. Счета на услуги можно выставлять по Интернету, но потом сделка должна оформляться с подписью и печатью директора – иначе, если что, не оспорить неправильную сделку.
За последние годы, продолжала бухгалтер, очень усложнилась отчётность. Настолько, что бумага, картриджи, прочие технические атрибуты её составления превратились в заметную статью расходов. Лишние проблемы возникают от этого и для налоговых органов. «Налоги по прибыли, имуществу нужно платить раз в год, потому что они определяют работу предприятия, а квартал — слишком маленький период. Налоги от заработной платы нужно платить каждый месяц, потому что эти налоги завязаны на пособиях. НДС же желательно убрать вообще, этот налог создаёт массу проблем, нарушает права предприятий, порождает экономический упадок. При необходимости его лучше заменить налогом с продаж с процентами для каждого направления предпринимательства. Социальные налоги велики, они не стимулируют работодателя повышать зарплату сотрудников. Просто нечестно с этих затрат взимать ещё НДС. Кстати, если отменить НДС, не станет и счетов-фактур, которые сейчас только мешают работать», — полагает Татьяна Брянская.
Конечно, размышляя над всеми этими вопросами, мы не могли не поинтересоваться мнением государственных чиновников. Они старались уходить от ответов, ссылаясь на свой статус и правила работы со СМИ. И лишь на правах анонимности один из действующих сотрудников Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу заметил:
— Наше ведомство работает в чётком соответствии нормам действующего законодательства. Правила устанавливаем не мы, а государство. Наше же ведомство является лишь инструментом проведения его политики. Если такой порядок кого-то не устраивает – меняйте его законным способом. Но не факт, что новая система станет лучше. Между прочим, в налоговое законодательство постоянно вносятся изменения, отвечающие духу времени и потребностям страны. И со временем оно наверняка будет отвечать всем международным нормам. Кстати, насчёт них. В мире есть много стран, и у каждой в этой сфере есть свои особенности. Кстати, в России налоги по мировым меркам низки, хотя в это никто не верит. Наверное, потому, что не платят шведских, тогда бы поверили. И важно, чтобы изменения не разрушали сделанное, а способствовали развитию страны.
А знакомый таможенник, узнав тему статьи, сказал просто:
— Мы даём треть поступлений в расходную часть бюджета. Не будет нас, из каких доходов государство станет платить пенсии и пособия, вооружать армию?