В скором времени, возможно, сбудутся без оговорок слова известного реставратора Саввы Ямщикова о том, что даже немцы при отступлении 1944 году нанесли псковской архитектуре меньше ущерба, чем происходит теперь. Псков, красотой которого и размахом строительства восхищалось даже безуспешно осаждавшее город войско Стефана Батория («Любуемся Псковом… Точно Париж!»), сегодня может пасть от решений собственной власти. Готовится закон о сокращении охранной исторической зоны, и так составляющей 3% территории Пскова.

Саввы Ямщикова уже нет с нами. Некому, кажется, придти на помощь тысячестолетнему граду. Здесь иная ситуация, чем в мегаполисах, где общественность ещё хоть как-то может влиять на власть. Поэтому за Псков надо бороться сообща, всем миром. Во всей России нет подобного собрания архитектурных памятников старой Руси. Да еще со своей собственной, уникальной стилистикой.
Плацдарм
«Пскову грозит утрата всех завоеваний дела охраны памятников истории и культуры, достигнутых в ХХ веке», — одной из первых забила тревогу председатель Псковского областного отделения ВООПИК Ирина Голубева. Невозможно возразить и писателю Валентину Курбатову: «Псков интересен России и миру именно как Псков со всей его тысячелетней историей». Жесткий урок военных разрушений учил впредь защищать культурное наследие. Если не от врага, то от самих себя.
Исторический центр — 3% Пскова. Зато самое престижное место. Хищные взгляды на него падают давно. Чего стоит возведение элитного жилого квартала на «Золотой набережной»,  прямо у стен Псковского кремля, произведённое к тому же без должных археологических изысканий. Здесь, где культурный слой достигает глубины 8 метров. Радует ли нелепого вида девятиэтажный дом близ другого ценнейшего памятника — уже 500-летней Покровской башни, крупнейшей в Европе крепости этого типа? Возведение многоэтажки с превышением высотного регламента признавалось незаконным уже постфактум — квартиры в ней выкупались заблаговременно. Историческая панорама реки Великой уничтожена.
Можно вспоминать и чудом не начавшееся строительство гостинцы на Гремячей горе, посреди ансамбля, представляющео собой готовый музейный комплекс под открытым небом. Условием разрешения на постройку было согласованное с заказчиком требование восстановить и содержать Гремячую башню, крепостную стену, здание хлебопекарни Енисейского полка и палат в Волчьих ямах. Легко представить, насколько реальна была бы требовавшая немыслимых денежных вложений реставрация средневековых строений владельцем небольшого коттеджа. Ведь даже владельцы «отеля «Гелипарк», обязавшиеся выделять средства на реконструкцию церкви Богоявления с Запсковья, не выполнили обещание. В ход пошли средства федерального бюджета.
Подобного было немало. Но закон оставался в силе, хотя прецедентов нарушения становилось всё больше. Теперь нашлось радикальное решение: изменить закон, обойти препятствие.
Система зон охраны исторических городов разрабатывалась тогда же, когда появились «хрущёвки». Надо отдать должное тогдашнему руководству СССР, издавшему ряд постановлений, связанных с охраной национального наследия. Академия архитектуры СССР и ведущие градостроительные НИИ разрабатывали методики, руководства, учебники по градостроительству. С разделами, посвященными особым режимам застройки исторических городов.
В Пскове разработка проекта охранных зон памятников истории и культуры началась в 1966 году. Далее на протяжении почти 25 лет при каждом изменении градостроительной документации (генерального плана Пскова, проектов детальной планировки) проект дорабатывался. Увеличивалось количество памятников, уточнялись режимы застройки. Последний проект утверждался в 1996 году – уже в другой стране.
В июне 2002 года вступил в силу новый федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Любое строительство в охранной зоне было запрещено. Делалось это, чтобы вдруг не потерять восстановленное тяжким трудом реставраторов послевоенного времени. Довлела память о великой трагедии, а не амбиции и деньги.
Начало конца?
Историческая часть Пскова – это 330 гектаров. Развитие Пскова более 250 лет проходило в этих границах. Проблема сего пространства лишь в наличии свободных земельных участков. Пик невероятного интереса возник к ним где-то с 2006 года. Профессионалов в градостроительстве сменили на исполнительных чиновников, порой не имеющих нужного образования. Так создавался плацдарм для дальнейшего наступления.
Теперь осталось изменить площадь охранной зоны. Пока ещё факт: на территории Пскова поставлено на государственный учет 383 объекта культурного наследия. В их числе 140 объектов федерального и 243 регионального значений. Но уже идёт пересмотр с заменой нынешней охранной зоны единичными зонами охраны лишь 11 памятников. Остальное — на растерзание. Конкурс на разработку уже прошёл.
При утверждении новых зон охраны для 11 объектов будут отменены границы исторического поселения Пскова, режимы использования земель и градостроительные регламенты, направленные на сохранение архитектурного наследия. Псков потеряет статус исторического поселения. И хотя памятники останутся, охранные зоны придётся разрабатывать вновь и для каждого. Поскольку пространственное развитие старинного города может быть скоро подчинено новым правилам землепользования, не учитывающим историческое архитектурное наследие, привластный бизнес начнёт своё наступление на национальное достояние. А цель бизнеса — собственный рост.

Вот почему, если широкая общественность не встанет на защиту Пскова сегодня, то на следующий день, возможно, навсегда сотрётся величественный лик Пскова. Исчезнет и шанс включить Псков в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *