Реализация масштабного проекта по строительству делового комплекса ОДЦ «Охта» в Лахте поможет решить ряд экологических проблем северного побережья Невской губы, в частности, проблему сохранения миграционных стоянок перелетных птиц. По мнению экспертов, озабоченность по поводу влияния высотного комплекса на полеты птиц является надуманной, поскольку места миграционной стоянки птиц находятся на большом расстоянии от комплекса и в Невской губе происходит их взлет и посадка.
Невская губа действительно является крупнейшей миграционной стоянкой для перелётных водоплавающих птиц – подтверждает ведущий научный сотрудник биолого-почвенного факультета СПбГУ Дмитрий Ковалев. Тем не менее, по его словам, это именно стоянка: птицы не пролетают над Невской губой на большой скорости, а останавливаются на мелководье, где много съедобных растений, и затем следуют дальше. Строительство высотных зданий может оказывать влияние на движение птиц, когда они стоят на пути миграционных маршрутов, например, на перевалах гор: «Но у нас нет транзита птиц: в основном это старт и посадка», — подчеркнул эксперт.
В то же время эксперт обратил внимание на проблему сокращения стоянок птиц. Причин этому две. Первая – расширение города. Именно из-за этого, по словам Дмитрия Ковалёва, фактически исчезла стоянка в устье реки Красненькой, где свалка почти вышла на берег. Вторая причина – углубление мелководья. «В начале XIX века была стоянка на Собакиной отмели и в районе острова Вольный. Сейчас там ее нет — углублено дно, проведены фарватеры, – объясняет г-н Ковалёв — Еще один пример: Лахтинский разлив. До второй половины ХХ века в весенний период там все было забито птицами, однако после того как произошло дноуглубление — много грунта с Лахты взял намыв на Савушкина, и там, где были глубины 1-1,5 метра, теперь – до 16 метров — для птиц эта территория утратила свои свойства».
Ещё один участок, постепенно теряющий свою значимость для перелётных птиц из-за расширения города – Юнтоловский заказник. Западный скоростной диаметр и недавно открытое рядом с заказником автосборочное производство представляют для него серьёзную угрозу. «10 лет назад, когда только сделали заказник, там тоже планировалось высотное строительство, и мы были против, поскольку считали, что Юнтоловский заказник можно восстановить. Но динамика последних лет показывает, что сделать это невозможно – город активно наступает, так что миграционная стоянка в Юнтоловке утрачивает своё значение», — сетует Дмитрий Ковалев, и предлагает ряд компенсационных мер по сохранению или созданию территорий стоянок птиц.
Сейчас птицы уходят в места, где появляются новые плавни и возможность кормиться на мелководье. В частности, такие территории образовались вокруг дамбы и в районе острова Котлин, во многом заменив те стоянки, что были уничтожены при углублении дна. Экосистема Невской губы достаточно легко адаптируется, так что, по словам Дмитрия Ковалёва, птицы вполне способны менять место стоянки при миграции в зависимости от условий, к примеру, от времени стаивания льда или ветровой ситуации.
Строительство крупного делового центра в Лахте, по мнению Дмитрия Ковалёва, не только не повредит экологии Невской губы, но и поможет восстановить её. Для этого специалист предлагает включить в проект ряд природоохранных мероприятий и, в частности, создать национальный парк, который включал бы в том числе и альтернативные места для стоянок перелётных птиц. «Из всех акваторий, которые мы давно предлагаем для создания заказников, необходимо сделать федеральную особо охраняемую природную территорию уровня национального парка с охраной, научным и эколого-просветительским штатом. В эту территорию мы предлагаем включить все мелководья южного берега, плавни Котлина и Лисьего носа», — рассказывает эколог. Примеры сочетания крупного города и природоохранных территорий есть в Берлине и Хельсинки. Такой активно развивающийся современный мегаполис, как Петербург, вполне может себе позволить создать аналог хельсинкского эколого-просветительского центра «Викки», где посетители увидят всё разнообразие птиц, обитающих в черте города. По словам Дмитрия Ковалёва, переговоры с ОДЦ «Охта» по поводу экологических мероприятий на Невской губе уже ведутся, и инвестор отнёсся к этому с пониманием.
Что касается влияния высотного комплекса на полеты птиц – будто они будут в него врезаться, по мнению эксперта, эта проблема является явно преувеличенной. Специалисты, работающие на других высотных сооружениях в районе Лахты, искренне удивляются, когда им задают вопрос о возможной угрозе высоких зданий для птиц.
«За все годы мы не видели ни одной мертвой птицы, – рассказывает заместитель директора по безопасности Северо-Западной ТЭЦ Александр Тетерин. — Вокруг открытое пространство — ни деревьев, ни леса. Птицы проходят стороной, я ни разу не видел, чтобы над нами косяки пролетали косяки. Может, их пар отпугивает, а может, сами пути миграции проходят в стороне».
Стоит помнить, что комплекс будет ярко освещён и заметен издалека, а для отпугивания птиц в туманную погоду можно использовать световые и звуковые технические средства, как это делается, например, в российских аэропортах.
«В «Пулково» работает орнитологическая служба, на вооружении которой два вида средств. Первое – механические средства, специальные акустические установки для отпугивания птиц. В СПбГУ для этих целей создали запись криков птиц в стрессовой ситуации, испуганных. Они периодически проигрываются, чтобы все птицы слышали этот сигнал и не подлетали близко. Есть стационарные акустические установки, а есть те, которыми оборудованы машины. На этих машинах орнитологи периодически делают объезд территории», — рассказала «Вкризис.ру» руководитель группы по связям с общественностью аэропорта «Пулково» Ольга Антипова. Кроме этого для отпугивания птиц в «Пулково» прибегают и к более экзотическим способам: «У нас есть четыре сокола, и их периодически выпускают для имитации охоты. С птицей работает орнитолог, у которого есть приманка. Вид хищной птицы пугает чаек и ворон, и они предпочитают держаться подальше. Непосредственно на птиц соколы не охотятся», — отметила Ольга Антипова.
Вместе с тем специалисты отмечают, что птицы не настолько неразумны, чтобы налетать на освещенное здание. «В Европе наши северные птицы на прибрежных акваториях, озерах и реках среди всех этих небоскрёбов плавают и прекрасно себя чувствуют», — подчеркнул Дмитрий Ковалев.