Почти неделю назад прокуратура Санкт-Петербурга направила губернатору письмо с предложением выделить средства на разработку программы, позволяющей выявлять экстремистские материалы в сети Интернет. Сейчас это письмо передано на рассмотрение в Комитет по информатизации и связи администрации Санкт-Петербурга.
Часто заказчик программного обеспечения сам толком не представляет, что он хочет получить в результате. На прямые вопросы о том, что должна делать предполагаемая программа: будет она искать или каким-то образом отфильтровывать «экстремистские» Интернет-ресурсы, сможет ли просматривать закрытые группы «ВКонтакте», пресс-служба прокуратуры ответить не смогла, посоветовав обратиться к специалистам.
Насколько технически возможно и, главное, насколько необходимо сейчас создание такой программы – ответ на этот вопрос журналист ВКризис.ру получил от эксперта: генерального директора компании «ВебМастер» Андрея Рябых.
«Такая программа есть, – шутит эксперт, – она называется Яндекс-поисковик». Сейчас существует достаточно возможностей для мониторинга сетевых материалов. Это делает практически каждый, кто профессионально занимается Интернет-пиаром. Основа такого мониторинга – поиск по ключевым словам, именно на нём предполагает основывать свою новую программу прокуратура.
Андрей Рябых предполагает, что поиск материалов, содержащих запрещённую символику и призывы к экстремистской деятельности, будет осуществляться по некоему словарю, списку ключевых слов. Отдельная программа для этого не нужна. «Достаточно задать в Яндексе несколько запросов, чтобы увидеть обилие сайтов, где пишут на интересующие Вас темы, но… что с ними делать?» – спрашивает эксперт. По результатам контекстного поиска можно получить несколько десятков тысяч ссылок, 80% которых будут на зарубежные сайты. Допустим, что оставшиеся 20% российских ресурсов запретят – но большинство всё равно останется недоступным. «Если же заблокировать конкретный сайт, который живёт у конкретного провайдера – он просто уедет за границу».
В качестве альтернативы новой программе г-н Рябых предлагает прокуратуре сосредоточиться на работе с текущим материалом: это сберегло бы правоохранительным органам и время, и деньги. Что касается социальных сетей, таких, как «ВКонтакте», то там, по словам эксперта, чуть ли не половина контента содержит экстремистские призывы. При этом группы, в которых обсуждают запрещённые темы, часто являются закрытыми. Если по заказу правоохранительных органов будет создана программа, позволяющая просматривать содержание закрытых групп, то потенциальные экстремисты просто «уйдут» на Facebook или любой другой ресурс, позволяющий сохранять конфиденциальность. В конце концов, никто не мешает им развернуть совершенно открытый форум на любом из западных ресурсов, где обсуждать сколь угодно «запретные» темы, оставаясь недоступными для российской прокуратуры.
Возможно, желание просматривать все группы на предмет поиска контента экстремистского характера можно объяснить самим стремлением получить доступ к чему-то запретному. Но, по мнению эксперта, если государство собирается бороться с экстремизмом, то стоит сначала разобраться с тем, что лежит на поверхности, в открытом доступе, а уже потом двигаться вглубь.
Против создания программы высказались и общественные деятели. Андрей Кузнецов, координатор Петербургского отделения Движения против нелегальной эмиграции, считает, что попытки поиска экстремизма – это «охота на ветер». По его мнению, прокуратура хочет, чтобы им выделили денег на «спасение государства от экстремизма». Он выступает противником любого вмешательства государства в личную жизнь граждан, будь то прослушивание телефона и взлом почты без санкции суда – или попытки просмотра страниц «ВКонтакте», не предназначенных для посторонних глаз.
В любом случае, версия «получения денег» на весьма расплывчатый проект выглядит более правдоподобной, чем желание Петербургской прокуратуры составить конкуренцию монстрам поисковых систем.

