Скандальная арт-группа «Война» провела очередную акцию. Снова ее местом оказался Санкт-Петербург. Из магазина «Находка», расположенного на Финляндском проспекте, была вынесена замороженная курица. По сути, в этой акции не было бы ничего скандального, если бы курица не была вынесена при помощи, так скажем, особенностей женской физиологии, а весь процесс этого не был бы тщательно задокументирован на фото и видео. «В кризис.ру» пытается понять, не послужила ли эта акция «пиаром прикрытия» гораздо более интересных вещей.

Курица – не птица, а товар

20 июля 2010 года участники «Войны», как свидетельствует выложенное в сеть на минувших выходных видео, походили по Невскому и даже зашли в «Пассаж», а потом внезапно оказались в магазине «Находка» на Финляндском проспекте. Там участники группы подняли под камеры охраны плакаты с бессмысленной матерщиной, а жена Леонида Николаева, прославившегося «борьбой с мигалками», в это время украла замороженную курицу. Тушку птицы тут же, по выходу из магазина, «вернула» на газон под восторженные аплодисменты коллег. Участники арт-группы упоминали и приехавшую милицию, но на их фотографиях стражи порядка отражения не нашли.

Эта акция «Войны», как и  остальные, получила в обществе, как всегда, весьма неоднозначную оценку.

— Я вряд ли скажу, что в акциях группы нет ничего от искусства, — говорит художница Татьяна Перова, — но я лично какого-то арта в них найти не могу. Это, скорее, политика: позлить, эпатировать, обратить на себя внимание… Не знаю, считается ли это искусством – возможно, кто-то и считает. Но мне это вовсе не интересно.

А вот главе петербургских нацболов Андрею Дмитриеву группа «Война» нравится:

— Арт-группа «Война» — одно из наиболее интересных и ярких явлений на тусклом небосводе российской политической и культурной жизни, и, безусловно, эти ребята мне нравятся, и вызывают большое уважение, — заявил он «В кризис.ру». — Борьба с современной российской властью должна предполагать и такие методы: утрирование, балансирование на грани фола, стеб.

Но, как выяснилось, Андрей сторонник, в основном, акций более политических: с мигалками и милиционерами, а вот акция с курицей оставила его в недоумении. Не помогло даже предложенное «В кризис.ру» сравнение с акцией нацболов «Ешь бесплатно!», когда те отказывались платить в одном известном московском ресторане:

— В чем смысл акции с курицей я не понял. Тут они уже выглядят как какие-то фрики, не знаю, сознательно это или нет. Я бы не стал проводить параллели с акцией «Ешь бесплатно!», хотя и думаю, что это и была далеко не лучшая акция НБП.

А пострадавший магазин «Находка», видимо, и вовсе находится в панике:

— Нам некогда отвечать на вопросы! Магазин закрывается! – прокричали нам в трубку.

Военные действия

Группа «Война» впервые прославилась в 2007-ом году, когда во время акции «Мордорский час» закидала кошками, пойманными на окрестных улицах, работников одного из московских «Макдональдсов».

Далее последовали поминки по поэту-авангардисту Дмитрию Пригову, проведенные в московском метро: в одном из поездов кольцевой линии был поставлен стол, за которым и состоялся веселый банкет. Некоторые сочли подобные «поминки» надругательством над памятью поэта. Следующая скандальная акция арт-группы, и принесшая ей всероссийскую известность, состоялась в одном из залов Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева. Акцией, по сути, стала оргия, прошедшая в преддверии выборов президента Дмитрия Медведева под лозунгом «Е… за наследника Медвежонка!». Потом группа захватила отделение милиции в подмосковном Болшеве, назвав акцию «Унижение мента в его доме». В ночь с 6 на 7 ноября 2008-го года «Война» «взяла штурмом» территорию Белого дома, а затем транслировала на его фасад лазером череп с костями. Изображение получилось высотой в 12 этажей, т.е. около 40 метров. По этой акции уже возник ряд вопросов материального плана: откуда у бедных художников взялись деньги на аренду дорогого лазерного оборудования, способного транслировать картинку на 500 с лишним метров, и на аренду чердака гостиницы «Украина», откуда эта трансляция и проводилась. На суде над Юрием Самодуровым, обвиняющимся в проведении «разжигающей религиозную рознь» выставки, группа «Война» «поддержала» его песней под собственный аккомпанемент: «Все менты ублюдки – помните об этом». Сам Самодуров, в поддержку которого эта акция проводилась, открыто заявил, что это была провокация. Но на последнем суде над Самодуровым «Война» повторила протест, выпустив в здание суда несколько тысяч мадагаскарских тараканов.

Предпоследней акцией «Войны», и первой в Петербурге, стало схематическое изображение мужского члена на Литейном мосту.

Многие стали задаваться вопросом, почему ни милиция, ни ФСО никак не могут воздействовать на арт-хулиганов, хотя, например, дать многолетние сроки лимоновцам за подобные действия им проще простого.

Но вскоре в Интернете нашлись документальные свидетельства того, что Петр Верзилов, которого некоторые считали лидером арт-группы, во время Марша несогласных, проходившего 14 апреля 2007 года, начал прыгать на крыше автомобиля, ломая его, и участники марша были вынуждены сдать его в милицию. Но, как не удивительно, уже через несколько минут тот был отпущен, и провоцировал ОМОН оскорбительными криками из-за спин демонстрантов.

Акция группы «Русский леттризм» 11 июля 2009 года была воспринята частью арт-сообщества как осознанная провокация, направленная на подрыв общественной кампании против сноса ЦДХ. Пробег Лени «С-неприличным-прозвищем» по машине ФСО, самими участниками «Ведерок» был назван провокацией и попыткой выставить противников преимущественного проезда чиновников хулиганами.

Некоторые вспомнили, что куратор группы Плуцер-Сарно, по слухам, якобы давно уже сотрудничает с администрацией президента, и, в частности, разрабатывал пиар-продвижение партии «Справедливая Россия». Основываясь на этом, некоторые считают, что «Война» просто дискредитирует оппозицию, одновременно выступая для Запада некоей витриной «свободы искусства».

И вот последняя акция: уже без всякой идеологической подоплеки, чисто хулиганская. Складывается такое ощущение, что она была придумана второпях, за пару дней, если не часов. Но почему же так спешили участники группы «Война»?

«Война» в лесу

Можно долго думать, зачем «Войне» понадобилась бессмысленная даже по ее меркам акция, но в наше время ничего не делается просто так. А если что-то сделано не просто так, то оно, безусловно, должно найти где-то свое отражение и продемонстрировать свой пиар-выхлоп. И, естественно, поиск по блогам и форумам тут же дает ответ. Помимо пресловутой курицы сегодня группа «Война» светиться и еще в одной теме – Химкинского леса, который хотят вырубить для строительства трассы Москва-Петербург. Защитники Химкинского леса умеют работать как со СМИ, так и с блогами, и потому пиар-войну к минувшим выходным они однозначно выиграли. В Химкинском лесу появился даже Юра Шевчук, музыкант. Но, однако, как выяснилось, Шевчук отнюдь не единственный медийный персонаж среди защитников Химкинского леса: там же оказались участники группы «Война» — уже упоминавшийся Петр Верзилов и Надя Толокно, прославившаяся на акции в биологическом музее. Как скажется такое союзничество на имидже защитников Химкинского леса – непонятно, но фотографии Нади Толокно вместе с активистами и Шевчуком, а также во время акции в биологическом музее уже активно распространяются в сети.  

Не будем пока видеть здесь заговор, поскольку причин появления «Войны» в Химках может быть, как минимум, четыре:

1. Петру Верзилову, по некоторым данным, отчисленному из арт-группы («Он был изгнан из группы в ноябре 2009 года за то, что сдал киевским ментам немецкого художника Александра Володарского, а затем еще и попытался украсть его вещи», необходимо «свое дело», а раскручиваться лучше на громких событиях, уже набравших медийный потенциал.

2. Верзилов на самом деле получил заказ на защитников Химкинского леса.

3. «Войне» было необходимо вернуть себе внимание, оттянутое конкурентами в Химках, и быстрая и не особо креативная акция объясняется именно этим.

4. И лишь в четвертую очередь мы проведем параллель между событиями в Химках и в магазине «Находка». И, предположим, что кто-то считает, что защитники Химкинского леса, которых не удалось утихомирить с помощью футбольных фанатов, могут лишиться поддержки, если народ узнает, что их единомышленники крадут кур в магазинах и устраивают оргии в музеях. Не спешите улыбаться. Некоторые, как мы знаем из последних событий в жизни Шендеровича, Лимонова и лидера ДПНИ Александра Поткина, даже секс с фотомоделью считают для медийной фигуры убойным компроматом.

Пока однозначного варианта ответа нет, и вряд ли он когда-то будет. Но вот насколько будет педалироваться тема присутствия участников «Войны» в Химкинском лесу, мы узнаем уже в ближайшее время.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *