Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Игорь Риммер – один из самых горячих сторонников строительства «Охта центра» в Петербурге. По мнению депутата, реализация этого проекта даст толчок социальному и экономическому развитию города в целом, и району Малой Охты в первую очередь.
– Я убежденный сторонник строительства «Охта центра», и вряд ли кто-то может обвинить меня в предвзятости или бездумном соглашательстве с властью. Во-первых, потому что всем известно: ни сейчас, ни прежде я не боялся выступать с критическими заявлениями, если они соответствовали моим убеждениям. Я не боюсь вслух говорить о том, что у нас в стране системный кризис, но об этом и наш президент говорит. Другое дело, что нужно искать действенные способы выхода из трудной ситуации, и строительство «Охта центра» – одна из таких возможностей дать толчок социальному и экономическому развитию города в целом, и району Малой Охты в первую очередь.
Говорю об этом со знанием дела: я ведь всю жизнь прожил и продолжаю жить на Охте, здесь в 14 лет начал свою трудовую биографию на том самом Петрозаводе, территория которого входит сегодня в зону строительства нового общественно-делового комплекса. В этом районе я отработал пятьдесят лет, здесь живет вся моя семья: мама – ветеран войны, жена, дочка, сын, внук и внучка… Кстати сказать, мой сын работает заместителем главы местного совета – в том самом округе, где планируется возвести «Охта центр». Вся жизнь нашей семьи связана с этими местами, но никакой ностальгии по «милым руинам» мы не испытываем. Потому что лучше других знаем, что район Малой Охты – пока ничем не привлекательный, депрессивный, с унылой промышленной застройкой.
Думаю, что наравне с другими имею полное право судить о прошлом и будущем Петербурга, поскольку сам я – петербуржец в шестом поколении. Мои предки приехали сюда из немецкой слободы Кукуй, возникшей еще при царе Петре, и поселились здесь ровно спустя десятилетие после основания Санкт-Петербурга. Так что это мой город во всех смыслах этого слова. И, поверьте, я с уважением отношусь к тем людям, которые выходят на улицу с плакатами «Это мой город». Это наш общий город, но и мой в том числе. Так что я вправе рассчитывать, что и мой голос будет услышан.
Я не вполне уверен, что проект «Охта центра» в полной мере лег на ожидания абсолютно всех петербуржцев. Но назовите мне хотя бы один выдающийся архитектурный объект, который в свое время не вызывал бы оторопь у изрядной части наших неравнодушных к любой новации горожан! Примеры всем известны – от знаменитого Исаакия, который современники презрительно именовали «перевернутой чернильницей», до лучших образцов «северного модерна», которые сегодня считаются достопримечательностью Петербурга, а прежде вызывали протест. Я увлекаюсь историей архитектуры и с сожалением могу сказать, что в нашем городе мало удачных образцов современного градостроительного стиля. В лучшем случае они органично вписываются в архитектурную стилистику тех мест, где возведены. Например, здание на Караванной, построенное рядом с Домом кино, или довольно удачная новостройка на месте печально знаменитой «ямы» возле Московского вокзала. Их достоинство в том, что они не нарушают стилистику сложившегося исторического центра, но на роль символов нового Петербурга претендовать явно не могут.
Город должен строиться, но не всякая новация радует. И я в свое время был непримиримым противником проекта новой сцены Мариинского театра, предложенного Перро. Убежден, что в исторически сложившемся районе Коломны такой вызывающе модернистский проект выглядел бы неприлично. Другое дело – удаленный от центра Красногвардейский район, практически не имеющий своего лица. И таким лицом как раз и может стать оригинальный, эстетичный по архитектурному решению и градообразующий по своей инфраструктуре «Охта центр». Мне симпатичен этот проект и как депутату, который обязан представлять интересы своих избирателей, и как коренному охтинцу, который печется о благе своего района.
С уважением воспринимая критику оппонентов проекта, я все же думаю, что сейчас дискуссия вокруг этого строительства носит не столько градостроительный, сколько политический характер. И упорство противников «Охта центра» можно объяснить тем, что на ранней стадии обсуждения с ними «не посоветовались», не разъяснили подробно экономическую и социальную пользу для всех жителей Петербурга. Сейчас для этого многое делается, но обиженным уже трудно «отработать назад»… Тем не менее я думаю, что этот жизненно важный для города проект все же будет реализован, и очень этого хочу. А «башня «Газпрома» наверняка станет новой туристической достопримечательностью Петербурга, на которую издалека приедут взглянуть даже те, кто возражал против ее строительства.